Типа Крутой Али
Текст: Алена Бондарева
Обложка: предоставлена Альпина нон-фикшн
Об очень крутом восьмилетнем войне и его махачкалинском пути в повести Ислама Ханипаева пишет главред Rara Avis Алена Бондарева.
Ханипаев И. Типа я. Дневник суперкрутого воина — М.: Альпина нон-фикшн, 2022. — 278 с.
Каждый «воЕн», если он, конечно, по-настоящему опытный и суперкрутой, должен не просто встать на свой путь, но пройти его четко, «не кинув задний», то есть не испугавшись. Вот и восьмилетний Артур, главный герой дебютной повести Ислама Ханипаева, чтобы стать достойным и подготовиться ко дню, когда судьба позовет его (а она, как известно, рано или поздно зовет всех настоящих воинов), тренируется в крутости, набирается опыта в школьных боях и ведет особый дневник. Туда он записывает правила, надиктовываемые сэнсэем (самым лучшим учителем, и по совместительству воображаемым другом) Крутым Али. Например, № 18: «Каждому воину нужна четкая поддержка, свои пацаны, которые, если чё, зарубятся за тебя на непонятках» или № 46: «Крутой и злой воин может говорить без причины разные слова и не обязан знать смысл этих слов!». Ну и все такое в том же духе.
Однако важно помнить, Артур, видевший смерть своей настоящей мамы, не знающий родного отца, поэтому вынужденный постоянно отбиваться от одноклассников и ходить к «тупому» психологу, планирует быть очень злым и очень крутым воином. Ведь таких все любят, а некоторых даже боятся... особенно в Махачкале (Дагестан), где каждый мальчик от рождения должен проявлять воинственность и крутость — «кидать салам», танцевать лезгинку и стрелять из пистолета, — по крайней мере, так вначале думает герой...
Ислам Ханипаев написал хорошую книгу не столько о травме и взрослении, как заявлено в аннотации, сколько об умении прожить свое горе и не сломаться.
Диалоги поджары и забавны, повесть примерно на 80 процентов состоит из разговоров и перепалок школьников, а также внутренних препирательств персонажа, если быть точнее, Артура и Крутого Али. Все эти нанизывающиеся друг на друга детские словечки: «типа», «круто», «дурак»; сленговые: «ты чё?», «чушок» и даже диалектные «жиесть» и «Яма», создают особый стиль. Но автор не переходит границы, обсценная лексика по-детски, пусть и несколько нарочито, заменяется словом «*ругательство*». Этот прием позволяет автору создать и отличный фон, на котором маячит Махачкала 2020-х (и даже 2010-х) годов: грубая, пьющая, готовая в любой момент «помахаться» в парке или маршрутке. Злая, но в то же время красивая (как герой описывает море!) и наивная в общей мечте о золотом унитазе в каждом доме.
Ханипаев И. Типа я. Дневник суперкрутого воина
Что до Артура, временно безымянного война, с понятными проблемами самоидентификации, то к нему проникаешься с первых слов. Болеешь за мечты и переживаешь, когда видишь заблуждения. Но воин сказал, воин сделал. И раз уж он встал на свой путь, то должен пройти его до конца, даже если в финале найдет совсем не то, что искал.
Отдельный плюс — авторская интонация. Не нагнетание и акцентирование проблемы травли, травмы и адаптации, с неминуемым морализаторством в финале, как, например, в «Главе Джулиана» Ракель Паласио и прочих модных подростковых книжках. А вполне живой рассказ о метущемся одиноком ребенке. Взрослые персонажи, эпизодически проявляющиеся в жизни Артура, чаще сочувствуют мальчику, нежели чему-то поучают. Для автора в этой истории они тоже фон. Да и что полезного ты, скажешь безотчетно горюющему ребенку, два года пытающемуся привыкнуть к приемной семье с «типа мамой» и «типа братом» и мечтающему отыскать своего настоящего отца?
Однако есть в тексте и неувязки. Несколько запоздало возникающий в сюжете дядя Джамбулат, Артур при первой встрече почему-то не задает вопросов о том, где тот был в последнее время; отец, с которым автор, кажется, просто не придумал, что делать и поэтому в финале написал о его судьбе одним предложением. Непрописанным остался и вымышленный главный враг мальчика — монстр Баха (домашнее имя отца). Вопросы, как ни странно, вызывает и образ Крутого Али, слишком мудрого и опытного, для Альтер эго восьмилетнего мальчика. Но тут, должно быть, сказывается опыт кино 1990-х, все мы знаем Жерара Депардье в роли забавного Богуса в одноименном фильме (режиссера Нормана Джуисона), помогающего семилетнему Альберту и его приемной маме Харриет. Впрочем, все это придирки. Ведь в итоге крутой безымянный воин не просто проживает свое горе, но понимает некоторые основополагающие вещи, благодаря чему на шаг приближается к бессмертию.