Сказ о том, как Молли заигралась
Текст: Жаннат Идрисова
Фотография с сайта kinopoisk.ru
Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о стартовавшем в прокате «покерном» байопике.
«Большая игра» (в оригинале — «Игра Молли») — режиссерский дебют кинодраматурга и продюсера Аарона Соркина. Кроме того, здесь он выступил и одним из авторов сценария. Другой сценарист — Молли Блум, владелица элитных покерных клубов, чьи факты биографии легли в основу фильма. Что получилось? Интересное кино. Хотя, возможно, не столь захватывающее, как ожидали поклонники Соркина.
Соркин по праву считается в Голливуде одним из лучших сценаристов. Перечислять все его заслуги — довольное долгое дело, ограничимся квинтэссенцией: в 2010 году за сценарий фильма «Социальная сеть» он получил «Золотой глобус», BAFTA и «Оскар». А спустя год был выдвинут на эти же премии за создание сценария к байопику «Человек, который изменил все».
Для своей первой картины он взял вполне интересный материал: дело Молли Блум, молодой женщины, которая после не сложившейся спортивной карьеры (была довольно успешна в фристайле), решила попробовать себя в игорном бизнесе. На этом поприще она, благодаря волевому характеру (спорт, как ни крути, закаляет), красоте, умению общаться достигает больших успехов. Но игорный бизнес непрост, даже опасен: там, где крутятся большие деньги, вращаются и криминальные личности, а с ними шутки плохи. В итоге Блум закрыла клубы, однако потом была обвинена в связях с русской мафией, и судима. На свое счастье, отделалась она сравнительно небольшой кровью. Позже принцесса покера, как ее прозвали, написала книгу, по которой и был снят фильм.
Фотография с сайта kinopoisk.ru
Надо сказать, актриса Джессика Честейн, сыгравшая главную роль, внешне не очень похожа на своего прототипа. Однако, по ее словам, Молли настаивала, чтобы именно она воплотила на экране ее образ. В одном из интервью Честейн предположила: выбор пал на нее, потому что в ней, как и в Блум, есть отчаянность и стремление к правде — какой бы тяжелой и горькой она ни была.
Что мы видим на экране? Сначала — спортивную трагедию Молли, когда из-за нелепой случайности она лишается призового места на Олимпиаде 2002 года в Солт-Лейк-Сити. Разочарование и боль 20-летней спортсменки так велики, что даже ее суровый отец, тренер и психолог (актерский ренессанс Кевина Костнера), не решается упрекнуть ее. Чтобы отойти от поражения, Молли уезжает в Лос-Анджелес, где устраивается работать официанткой в кафе и секретаршей неуравновешенного бизнесмена Дина Кейза (Джереми Стронг). Однажды Дин заявляет, что собрал на вечер компанию для игры в покер и приказывает ей заняться подготовкой. Помещение, музыка, столы, колоды карт — все должно быть на высшем уровне. Молли понимает, почему босс так старается: в списке участников есть имена кинозвезд, шоуменов и воротил более серьезного бизнеса. Игра проходит отлично, девушка завоевывает расположение гостей приветливостью, и особенно умением контролировать ход игры. Один из главных гостей, популярный актер (судя по репликам, прообразом этого весьма неприятного героя стал Тони Магуайр), проявляет к Молли особую симпатию. Кроме того, бывшая спортсменка получает от всех игроков щедрые чаевые.
Игры проходят регулярно, и Молли, раньше планировавшая поступление в университет, теперь не спешит стать студенткой. В самом деле, зачем торопиться, если к тебе сейчас легко идут деньги и все связанные с ними блага: машина, квартира, дизайнерская одежда, знакомства с сильнейшими мира сего?
Фотография с сайта kinopoisk.ru
Девушка настолько очарована новым делом, что, когда наступает критический момент и Дин выгоняет ее, в голову ей приходит только то, что теперь она может работать сама. Молли считает: несмотря на риски, она воплотит в жизнь амбициозный проект — создаст покерный клуб, в котором игры будут честными.
Увы, эта затея проваливается. Мы видим, как героиня идет на первую маленькую сделку с совестью и, пусть незначительно, но нарушает закон. Потом еще один компромисс. Потом наркотики. Важный момент: Молли не лишена милосердия и сочувствует игрокам, которые не в силах остановиться, и просаживают за столом не только лишнее — необходимое. Однако чужие страдания не побуждают ее закрыть дело. Более того, она ищет «рыбу» — богатых азартных мужчин, мало смыслящих в покере. Ее цель — обобрать и их.
Фотография с сайта kinopoisk.ru
Начало возмездия приходит к Блум в лице русских и других криминальных авторитетов (у них тоже есть прототипы — члены семьи Тринчеров, Хилел Нахмад). Преступники, став членами клуба, играют нечестно, угрожают Молли, избивают ее. Она завязывает с опасным бизнесом, однако тут же становится объектом внимания ФБР, обвинившего ее в связях с криминалом. Чтобы облегчить свою участь, Блум нужно пойти на сделку со следствием и назвать имена всех, кто когда-либо играл у нее. Девушка наотрез отказывается, ведь это может повредить людям, которые сейчас избавились от разрушительной зависимости и начали новую жизнь. Твердость и профессионализм адвоката Чарли Джеффи (Идрис Эльба) помогут героине не изменить своим принципам.
По мнению Джессики Честейн, история Молли — история женщины, которая не собиралась контролировать судьбы сильных мира сего, а пыталась лишь управлять своей жизнью. У нее это получилось, но недолго, потому что она хоть и сильная, но все-таки женщина, которой присущи доброта, мудрость, честность. На мой взгляд, здесь еще интересна и линия взаимоотношений с отцом, довольно жестким человеком. Молли пыталась доказать ему, что способна сама заработать денег и быть независимой. Отсюда и тяга к большой игре, поначалу одаривающей немыслимыми социальными и материальными джек-потами, но заканчивающейся крахом. Это сильные стороны ленты.
Фотография с сайта kinopoisk.ru
Что касается слабых: в большей мере, это рассказ о Молли и только о ней. Поясню, что имею в виду. Не секрет, что каждый творец в своем детище рассказывает, прежде всего, о себе. Например, Дэмьен Шазелл в «Одержимости» и «Ла-Ла Ленде» не скрывает влюбленности в джаз. Но наряду с этим он поверяет зрителям и их истории — каждому свою. И это отзывается в сердцах многих.
«Большая игра», повторю, лишь о принцессе покера, что довольно однобоко.
Кроме того, есть логические нестыковки. Например, если героиня с детства из-за психологической травмы считает брак ловушкой, то почему она так серьезно относится к словам адвоката, вроде: «Вы хотите замуж, детей? Тогда решайтесь на передачу данных ФБР!».
Но смотреть «Большую игру» стоит. Хотя бы ради того, чтобы еще раз осознать: победу по-настоящему начинаешь ценить, только испытав поражение.