18+
08.03.2017 Тексты / Рецензии

​Покупатель. Призраки. Смерть

Текст: Жаннат Идрисова

Фотография: с сайта kinopoisk.ru

Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о стартовавшем в российском прокате мистическом триллере «Персональный покупатель».

Вышедший на большой экран фильм Оливье Ассайаса «Персональный покупатель» с Кристен Стюарт в главной роли для кого-то станет поводом для недовольства, а для кого-то — стимулом поближе познакомиться с творчеством режиссёра. Картина, скорее, из разряда артхаусных, оставляющая послевкусие, которое я называю «твинпиксовским». Парадокс: послевкусие приятное, хотя через весь фильм проходит тема смерти.

В «Персональном покупателе», на мой взгляд, особенно четко видны основные черты кинематографа XXI века. Тема эскапизма, потребительской усталости, герой, который как бы и не является таковым в привычном значении этого слова, размытый сюжет (точнее, почти полное его отсутствие).

Примечательно, что тема смерти подается нам сразу же, причем в разных аспектах. Первый, житейский: у главной героини фильма, проживающей в Париже девушки Морин (Кристен Стюарт), недавно умер брат Льюис. Второй, вестиментарный: работа Морин связана с высокой модой — девушка подбирает в дорогих магазинах роскошные наряды для светских львиц. А мода с давних пор ассоциируется со смертью, поскольку актуальные тренды, просуществовав короткое время, уходят в небытие — вспомните черепа на знаменитых платках и палантинах дизайнера Александра МакКуина. Наконец, третий, символический: имя Морин перекликается с известным memento mori (крылатое изречение, которое переводится с латинского как «Помни о смерти»).

Фотография с сайта
1 3

Морис не только эксперт в мире гламура, но и медиум, как и ее покойный брат. Она чувствует потусторонние силы, может общаться с душами умерших людей. И этот ее дар устраивает ее больше, чем врожденное чувство стиля. Ее лицо, когда она перебирает на кронштейнах люксовую одежду и аксессуары (мелькают платья, брюки, пояса, пакеты с наименованиями брендов — приветы и от уже почивших Коко и Рене, и отныне здравствующего Тома), искажено гримасой раздражения. И на этом же лице возникает неподдельный интерес, даже вдохновение, когда девушка изучает биографии известных художников и писателей, увлекавшихся спиритизмом, когда пытается войти в контакт с духом Льюиса.

Описать суть «Персонального покупателя» можно так: это картина о современном человеке, находящемся в поиске самого себя. Этот поиск мучителен, эмоционально двойственен: примеряя наряды, приобретенные для клиентки Киры (Нора фон Вальдштеттен), Морин испытывает то страх, то почти животное удовольствие. Девушка не знает, чего она хочет, к чему стремится, нужен ли ей бойфренд, которому она регулярно жалуется в скайпе. Осознает лишь, что ей опостылел когда-то желанный Париж и ненавистна прежде любимая работа.

Фотография с сайта kinopoisk.ru
1 2

Кроме того, четко прочитывается тоска по ушедшему брату, и вы поймете почему, как только узнаете, что он не обычный брат, а... (тут не буду спойлерить). Опять же, не вызывает сомнений тяга героини к мистике. Ее связь с потусторонним миром настолько сильна, что легко поверить: СМС-ки от загадочного незнакомца, которые она получает во время поездки в Лондон, являются посланиями от неких сущностей, возможно, призраков. На самом деле, это вряд ли так. Сомнительно, что именно фантом строчит ей: «Я тебя хочу». Кто это может быть? Легко догадаться, если сопоставить чувственную сцену в спальне Киры (когда Морин надевает черное платье), СМС-ку и финальный кадр. Это кажется невероятным, если не помнить, что перед нами — авторское кино.

Что касается актерской игры, то в первую очередь смотришь, конечно, на Кристен Стюарт, которая абсолютно органична в этой роли. Ей веришь, за ней идешь. Вероятно, отчасти это обусловлено особым пиететом режиссера, назвавшего ее одной из лучших актрис современности.

Нельзя не сказать о хорошей операторской работе Йорика Ле Со (он, кстати, был занят в фильме Джима Джармуша «Выживут только любовники»), о таком интересном приеме: когда в кадре происходит нечто фантасмагорическое, скажем, в воздухе появляется призрак, изображение реального персонажа и окружающей его обстановки становится практически документальным.

Стоит ли идти на «Персонального покупателя»? Вряд ли, если вам нужна ясность кинонарратива, понятность характеров и настоящие герои. Хотите разгадывать, додумывать, постигать — этот фильм для вас. Здесь и ребус, и философия. Здесь истина: смерть рядом, но это не страшно, потому что, увы, такова жизнь.

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

​Тот самый высший свет

Жаннат Идрисова

​Джульетта без Ромео

Жаннат Идрисова

​Стена не подвинется

Жаннат Идрисова

​Джеки и «джинса»