Как сделать авангард детским
Текст: Кирилл Захаров
Фотография: Дарьи Доцук
Сотрудник РГДБ Кирилл Захаров о «плохой супрематистке» Вере Ермолаевой и советском виммельбухе Алисы Порет.
В рамках проекта «Конструктивизм — детям» мне посчастливилось читать лекции о женщинах-иллюстраторах 1920–1930 годов. Кончено же, одни из самых притягательных героинь — Вера Ермолаева и Алиса Порет.
Ученица Малевича
Первое, что говорит о Ермолаевой каждый второй, — она «ученица Малевича». Это заблуждение стоит развеять. Конечно, они с Малевичем связаны, но Ермолаева была слишком деятельной, яркой, образованной и умелой, чтобы ходить в ученицах. Собственно, когда Малевич появился в Витебске, она занимала там руководящую должность, звалась «товарищем директора», и заменяла Шагала, когда тот уезжал в командировки. Так что «соратник», если угодно, «товарищ», но не «ученица».
Плохая супрематистка
Когда впервые видишь картинки Ермолаевой к детским книгам, при этом знаешь или подозреваешь о ее супрематических поисках, можно подумать, что здесь она из эксперимента шагнула в стихию простого, понятного, «милого» творчества. Можно даже решить, что она «плохая супрематистка». Ничуть: эти работы были возможны только после супрематизма, после работы в ГИНХУКе и тщательного изучения цвета. Первая многотиражная детская книжка — «Топ-топ-топ» (Николай Асеев, 1925) — вырастает из работы с Малевичем. Разноцветные автобусы словно парят в чистом пространстве улицы. В супрематических полотнах это было движением цветовых плоскостей в некоем чистом «космосе»; в книжке Асеева плоскости стали автобусами, но перекличка очевидна.
Разворот из книги «Топ-топ-топ». Опубликовано в книге «Русский музей представляет: Вера Ермолаева» / Альманах. Вып. 202. Санкт-Петербург: Palace Editions-Graficart, 2008.
Цвет
Очень быстро Ермолаева отказалась от слишком очевидных отсылок, картинки стали прихотливее, изобретательнее, исследователи (конечно, имею в виду Антонину Заинчковскую) говорят о «плавных, тягучих контурах», но все равно — перед нами родственники супрематических плоскостей, участки, заполненные цветом. Ермолаева работает с ним поистине виртуозно, и немудрено. В супрематизме цвет имел ключевое значение, недаром Малевич употреблял термин «цветопись» — в противовес «живописи».
Иллюстрация из книги «Шарики». Предоставлена Российской государственной детской библиотекой
«Шарики» Евгения Шварца (1929) нарисованы всего тремя цветами. Не редкость — в то время художники часто пользовались ограниченным набором красок. Но далеко не все умели или хотели так играть с ними, как Ермолаева. Конструктивисты шагали скорее от «канонического» супрематизма, заполняли рисунки-чертежи монотонными цветами. Ермолаева же ищет и находит мельчайшие движения и намерения этих цветов, будто бы лепит из них реальность, вплотную подводя к своему уникальному методу, называвшемуся «живописно-пластическим реализмом».
Движение и статика
Обложка книги «10 фокусов Чудодеева» (1928), написанной Ильей Маршаком, исполнена статики. В сущности, это набор геометрических форм, заполненных цветами, что напоминает и о том же супрематизме, и о кубизме. А вот черно-белые иллюстрации Ермолаевой часто насыщены динамикой — таковы картинки к асеевской «Красношейке» (1927), которую она иллюстрировала вслед за Натаном Альтманом. Эта экспрессия идет из ее футуристического прошлого, когда она делала работы энергичные, местами даже брутальные.
Фрагмент обложки книги «10 фокусов Чудодеева». Сайт raruss.ru
Удивительно, что на рисунках в книжках, посвященных движению — «Бегать. Прыгать» Введенского (1930) и «Купаться. Кататься» Шварца (1931) — все герои обездвижены. Даже девочка, прыгающая через веревочку, будто застыла в воздухе.
Иллюстрация из книги «Красношейка». Предоставлена Российской государственной детской библиотекой
Советский виммельбух
Имя Алисы Порет связано с двумя великими художниками: Петровым-Водкиным и Филоновым. Следы влияния обоих хорошо видны в ее детских книжках. Например, в книжке «Как победила революция» (Николай Заболоцкий, 1930) можно разглядеть и сферическую перспективу Петрова-Водкина, и построение мира из самостоятельных проработанных фрагментов, что отсылает к Филонову. Кстати, книжка очень похожа на виммельбух: на многих страницах такая же «точка зрения», да и вообще, это последовательная история про маленьких человечков. Правда, у Порет они не слишком индивидуальны, ее задача — изобразить массы.
Иллюстрация из книги «Как победила революция». С сайта Принстонского университета pudl.princeton.edu
Анекдоты про Хармса
Многое из того, что о Порет известно, мы знаем от нее самой. Она оставила записи, припоминала каждый чих, многое перепридумывала. Случалось, не один раз — ее дневник очень «литературный» и фантазийный. Нередко записи снабжались рисунками, что в какой-то степени напоминает сегодняшний фейсбук. Хармс сделал персонажем анекдотов Пушкина, Порет проделала ровно то же со своим окружением — Хармсом и Введенским. В советские годы ее воспоминания публиковали, и многое вызвало неодобрение у людей, когда-то Порет хорошо знавших. К примеру, у ее многолетней подруги Татьяны Глебовой.
В четыре руки
В конце двадцатых — начале тридцатых они были очень близки, даже рисовали вместе — «в четыре руки». По словам Порет, ее недолюбливал художник Владимир Лебедев, Глебову — какой-то другой редактор, и они веселились, стремясь обмануть всех на свете. Дообманывались до того, что теперь не всегда можно с уверенностью их книги атрибутировать. Например, в очень хорошем справочнике Сергея Хачатурова «Искусство книги в России 1910–1930 годов» некоторые работы Порет с осторожностью помещены в раздел «Совместно», хотя на обложке значится только ее фамилия.
«Дом в разрезе». Сайт, посвященный картине, domvrazreze.ru.
В четыре руки Порет и Глебова рисовали и «для взрослых». Так создана их знаменитая картина «Дом в разрезе», и еще одна — двойная «Люмпен-пролетариат / Тюрьма».
Все вертится
Все это, в общем, один круг, хотя и многоцветный. Есть фотография, на которой Ермолаева запечатлена с Порет, они участвуют в постановке, этаком живом «фильме», которые Алиса Ивановна и Глебова устраивали, созывая гостей. Во время войны, в эвакуации (к этому моменту отношения между подругами охладились) Глебова вышла замуж за художника Владимира Стерлигова, когда-то учившегося у Малевича, а позже входившего в ермолаевскую группу «живописно-пластического реализма». Стерилигов, кстати, был вместе с Ермолаевой арестован, но не был расстрелян, как она.
Читать и смотреть
Лучшие, самые обстоятельные и прекрасно иллюстрированные книги о Ермолаевой и Порет — каталоги Галереи Галеева. Еще издательство «Барбарис» выпустило дневники Алисы Ивановны, чуть ли не на днях опубликован второй том. Книжки дорогие, но того стоят — сделаны очень хорошо. К примеру, каталоги Галеева имеют огромное искусствоведческое, даже, быть может, историческое значение.
Увидеть книжки художников «живьем» можно на выставках. В прошлом году в трех библиотеках (РГДБ, РГБ и ВГБИЛ) прошла «Конструируя будущее», прямо сейчас в Галерее «На Шаболовке» идет увлекательная, очень профессионально сделанная «Конструктивизм — детям». К счастью, ее продлили до 12 марта — времени мало, но успеть можно.