18+
29.11.2017 Тексты / Рецензии

​Загляните в райский ад!

Текст: Жаннат Идрисова

Фотография: с сайта kinopoisk.ru

Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о драме Джорджа Клуни «Субурбикон».

Новая картина Джорджа Клуни, снятая по сценарию братьев Коэнов, вышла со слоганом «Райский уголок ада». Весьма точное определение, хотя несколько прямолинейное и даже спойлерское по отношению к началу фильма.

Почему спойлерское? Судите сами: нам, словно читателям глянцевого журнала, слащаво рассказывают об американском городке Субурбикон. Субурбикон — как сладкий сон! Красивые дома, в которых хлопочут прехорошенькие домохозяйки в платьях а ля «нью-лук» (действие происходит в конце 50-х), чистые улицы, по которым проезжает то солидный господин в хорошем авто, то румяный сорванец на двухколесном велосипеде. Учитывая, что в Субурбиконе всего 60 тысяч человек населения, легко представить, что практически все друг с другом знакомы, радостно улыбаются и обмениваются любезностями при встрече. Этот прямо-таки медовый зачин настораживает и наводит на мысли о том, что вот прямо сейчас мы обнаружим в сладостной бадье ложку дегтя. И не ошибаемся в сути, промахнувшись только в деталях: дегтя находится не ложка — целый половник.

В райский городок переезжает семья Мейерсов, молодые муж с женой и их сын-подросток. Каждый добропорядочный субурбиконец, впервые увидев их, цепенеет от ужаса, не верит своим глазам. Нет, у Мейерсов не растут рога, не выжжено на лбу позорное клеймо, и они всегда полностью одеты на улице. Просто они — чернокожие. Да-да, три негра посмели обосноваться в милом, чуть ли не пряничном городке со стопроцентно белым населением. Местные активисты быстро организуют собрания, на которых одни жители неистовствуют: «Негры могут оставаться, только если они докажут приверженность нашим порядкам!», другие ломают голову: «Этот ужас — проделки коммунистов или евреев?» В итоге блюстители расовой чистоты решают устроить Мейерсам травлю в виде ночного митинга прямо перед окнами их дома.

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Если бы не приезд чужаков, то кто-то из горожан, возможно, заметил бы, что в семье Гарднера Лоджа (Мэтт Деймон), финансового директора одной из компаний, творится что-то неладное. Сначала он и его близкие стали жертвой грабителей; в результате нападения погибла его жена Роуз (Джулианна Мур). Потом к нему на работу повадились ходить двое неприятных бесцеремонных мужчин. Сын Гарднера, 11-летний Никки (Ноа Джуп), несмотря на опеку тетушки Маргарет (сестры Роуз, которая после похорон решила остаться в доме зятя и поддержать его, — как потом выяснится, не только морально), выглядит несчастным. Но практически все субурбиконцы одержимы мыслью изгнать поганых черных, так что драматические события у Лоджей происходят словно под прикрытием огромной шапки-невидимки.

В этой ситуации особенно страдает Никки. Сначала он видит, как погибает мама, затем убеждается в подлости и низости тех, кого считал близкими людьми. Мальчик пытается противостоять злу, но он все-таки ребенок, над которым властен любой взрослый, а уж отец тем более. Как ни удивительно, но в этом плане «Субурбикон» перекликается с двумя последними картинами Андрея Звягинцева. Как Ромка в «Левиафане» Никки — единственный по-настоящему положительный персонаж. И подобно Алеше из «Нелюбви» он страдает от произвола старших. Поэтому любопытно, насколько велика была лавина американского народного возмущения, обрушившаяся на «чернушника» Клуни, такая же, как и у нас или поболее.

Но это риторика. Если отвечать на вопрос «Смотреть или нет?», то начать лучше с того, что хулители «Субурбикона» возмущаются не на пустом месте. Сюжет иногда прихрамывает, порой кажется, что на четыре ноги (все-таки сценаристов двое). О чем-то приходится догадываться, а где-то выстраивать собственные версии. Нельзя сказать, что все хорошо с характерами.

Фотография с сайта kinopoisk.ru
1 2

Талантливые, а, точнее, очень талантливые и заслуженно титулованные Деймон и Мур (она, кстати, сыграла обеих сестер) не показывают ничего нового. Так, похожую Джулианну мы видели в недавно вышедшем «Kingsman: Золотое кольцо» Мэттью Вона, а еще раньше, в 2014 году, — в «Звездной карте» Дэвида Кроненберга.

И тем не менее «Субурбикон» достоин внимания. Авторы словно щелкнули им по носу родной и, безусловно, горячо любимой Америки: не надо ложного пафоса, вот они, свежие, в прямом смысле слова черные странички твоей истории, когда расовая нетерпимость лишала белых людей разума и они готовы были закрывать глаза на злодеяния собратьев по цвету кожи. И здесь опять мысленно спрашиваешь: «Не слишком ли досталось Клуни и Коэнам за условный антипатриотизм?» Впрочем, они легко могут отговориться тем, что освещали проблемы нынешней глобальной нетолерантности, опираясь на свой исконный материал.

Очень хороши последние сцены, в которых Никки общается с Гарднером. У меня лично сострадание к мальчику, которому важно не сломаться, выдержать характер, сменилось тревогой: «А знал ли он, что это его последний разговор с лицемерным, малодушным, подлым, но все-таки отцом? Если догадывался, то почему молчал, не предупредил об опасности? Или это тоже монстр, пока еще маленький?» Ноа Джуп, надо сказать, большая удача этого фильма — его глазам, лицу, эмоциям веришь безоговорочно. Да, и еще из актерских сюрпризов: очень оживил действие Оскар Айзек, сыгравший небольшую роль страхового агента.

«Субурбикон» словно спрашивает: «А ты, случайно, не отсюда, не из этого филиала ада?» Задумываться и отвечать на это не очень хочется. Хотя стоит.

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

​Джульетта без Ромео

Жаннат Идрисова

​Как Иван в сказке побывал

Жаннат Идрисова

​Пуаро идет по рельсам

Жаннат Идрисова

​Страшная трапеза