Космос — детям
Текст: Наталья Медведь
Иллюстрация Качур Е. Увлекательная астрономия. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. — 80с.
Обозреватель Rara Avis Наталья Медведь о том, как космос становится ближе к детям.
Научно-познавательный, а часто еще и развлекательный нон-фикшн, изданный эффектно, доказывает, что бумажная книга не собирается ретироваться на темную сторону Луны. Иллюстраторов научпопа выдвигают на самые престижные премии, а издатели решительно берутся за высокозатратные проекты с именитыми научными консультантами, сложными макетами и высокими полиграфическими требованиями.
Есть даже некоторый намек на внутрицеховое соревнование: кто способен качественно сделать собственный нон-фикшн, тот оказывается на издательском Олимпе. По крайней мере, такая ситуация в детской литературе, где под хорошим научпопом понимается симбиоз дизайнерского успеха, соответствующего современному научному знанию текста и выдержанной возрастной адресации.
И одно дело, когда книги затрагивают неизменные области (например, историю архитектуры), другое, если поднимаются вопросы, ответы на которые поступают к нам чуть ли не в режиме реального времени, потому что границы человеческих познаний могут раздвинуться, пока тираж едет из типографии? Именно так обстоят дела с освоением космоса. Что говорить о книгах? Пока писался этот обзор, ученые впервые повторно запустили на орбиту уже использованную ракету-носитель! Понятно, что и в энциклопедиях о космонавтике рано ставить точку.
Но точность информации не единственная загвоздка для такого рода книг. Не последнее место здесь занимает проблема, связанная с возрастной адресацией. Со скольки лет можно читать про устройство Вселенной и «маленькие шаги для человека»? На этот счет есть два мнения.
Некоторые родители утверждают, что их дети едва ли не с младенчества испытывали необычайный интерес к космическим телам и с удовольствием слушали познавательные книги на эту тему. Психологи же говорят, что астрономия не годится для раннего дошкольного возраста, потому что понятийное мышление развивается у детей ближе к школьному. Но предложение спешит навстречу спросу, и сейчас можно найти познавательное «космическое» чтение, которое окажется занимательным для совсем начинающих покорителей Вселенной.
Интерактивный космос
Новые издания о космосе для малышей разношерстны, но объединяет их игровой подход. Один из примеров — в книги встраивается интерактивный элемент (объемные иллюстрации, открывающиеся окошки). Например, издательство «Робинс» предлагает «Секреты космоса» Роба Джонса (2015), отмеченные премией Королевского общества в Великобритании за лучшую познавательную детскую книгу в 2013 году, и «Вопросы и ответы о космосе» (2016). Обе рекомендуются детям от 5 лет, поэтому сведения преподносятся избирательно и фрагментарно. Сборник «Секреты космоса» предлагает проделать путь с Земли через Луну, Солнечную систему и дальше за ее пределы, с остановками, позволяющими рассмотреть фазы Луны и познакомиться поближе с каждой из восьми планет.
Последний разворот — ответы на самые интересные детские вопросы о космосе, он фактически предваряет вторую книгу «Вопросы и ответы о космосе». Тематические разделы последней поясняют: что? где? почему? и т.д. Из-за прямолинейной композиции «спрашивали — отвечаем» с открывающимися окошками увлекательного интерактива в этой книге меньше, зато вопросы местами забавные. Поэтому помимо простых научных фактов можно узнать, как космонавт звонит домой, и зачем ему перед полетом отправляться в подземную пещеру.
Сказочный космос
Другой вариант научпопа для дошкольников — это книги со сказочными помощниками. Лучшим примером тут стал Чевостик, любознательный персонаж Елены Качур, переселившийся на книжные страницы из ее популярных аудиоэнциклопедий. Совершенно справедливо заметив, что дети лучше усваивают информацию не в поучительном тоне, а от приятного собеседника, находящегося с ними в одной «весовой категории», Елена Качур отправляет своего героя знакомить читателей с разными областями знаний.
Разговору о космосе посвящена «Увлекательная астрономия» («Манн, Иванов и Фербер», 2015) из серии «Детские энциклопедии с Чевостиком». В книге Чевостик отправляется в обсерваторию рассматривать ближних и дальних соседей Земли в телескоп. Интересно, как книжный формат видоизменяет подачу информации. Текст, как и в аудиоспектаклях, остается диалогом между Чевостиком и его взрослым проводником в мир знаний дядей Кузей и мог бы сойти за познавательный рассказом, едва ли не стенограмму, но тут проступают плюсы книги как материального носителя: возможность использовать иллюстрации, вынести терминологический словарь на поля и практические задания в отдельную приметную рубрику.
Помимо грамотного макета, в издании еще соблюдается крайне желательная вещь для детского познавательного издания — выверенная адресация. В астрономию невозможно погрузиться, используя бытовую лексику, тут требуется обязательно познакомить читателей с большим количеством терминов. Елена Качур проделывает подготовительную работу с виртуозной легкостью. Определений вроде бы никто не дает, но дядя Кузя в разговоре с Чевостиком тут и там очень доходчиво объясняет все новые и новые термины. Работает тот же базовый принцип накопления знания через «вопрос-ответ», а само чтение благодаря «сказочному помощнику» все равно оказывается близким к интерактивному, пусть в книге нет ничего движущегося и открывающегося.
Качур Е. Увлекательная астрономия. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. — 80с.
Однако не стоит забывать, что за привлекательностью детских познавательных текстов, должна стоять фактологическая выверенность. И любые усилия по созданию сколь угодно располагающего к себе образа будут потрачены зря, если в книге допущены ошибки. Такая неприятность произошла с «Я открываю космос!» Антона и Елены Первушиных («Качели», 2016). Робот Байтик берет читателей с собой в полет по Солнечной системе, но почему-то при этом рассказывает о том, что Земля отбрасывает тень на Луну (так он объясняет смену лунных фаз), да и марсоход «Кьюриосити» у него оказывается «Курьёзити», а Плутон несколько раз называется планетой, несмотря на ремарку, что к планетам его уже не относят. Познавательные книги для малышей претендуют на роль посредников при знакомстве детей с наукой, а успех полета напрямую зависит от старта (уже где как не в космонавтике это справедливо), поэтому особенно важно, чтобы сведения были достоверными.
Еще одна отличительная черта книг для младшей читательской аудитории — подчеркнутая предметность описываемых явлений. Чтобы представить себе возраст Вселенной или размах Большого взрыва надо чуть-чуть подрасти. Зато сделать в домашних условиях модель солнечной системы по книжке и сымитировать вращение Луны вокруг Земли, а Земли вокруг Солнца всегда полезно. Поэтому чем младше предполагаемый читатель, тем предметнее разговор: так выглядит Марс, а в таком скафандре выходят в открытый космос. В нон-фикшне для средних и старших школьников у авторов уже нет необходимости так занижать планку, поэтому и способ подачи информации меняется. Хотя это порой влечет за собой неловкие моменты сбитой адресации, когда в одной книге наряду с подробной схемой ракет системы «Союз» можно встретить ремарку, что именно из-за силы земного притяжения нам тяжело подниматься по лестницам, а в другой — найти разбор химического состава Солнца и тут же узнать, что это не оно вращается вокруг Земли, а наоборот, (хотя последние социологические опросы говорят, что это не такое уж и тривиальное знание).
Космос как шоу
За последнее время для подросших читателей издано немало интересных книг. И особенно хочется отметить то, что собственные и переводные проекты появляются одинаково активно. Теоретически астрономии должно быть безразлично, по какую сторону океана о ней пишут. Но тему освоения космоса человеком не обходит ни одно издание, ведь это так захватывает и волнует. И вот тут оказывается, что идеология космической гонки нет-нет да и дает о себе знать: американские и российские авторы, описывая историю полетов в космос, иногда склонны по-разному расставлять акценты.
Книга «Профессор Астрокот и его путешествие в космос» («Манн, Иванов и Фербер», 2016), в которой рядом с автором текста Домиником Воллиманом заслуженно стоит имя художника и дизайнера Бена Ньюмана, бесспорно, выглядит эффектно. Она оформлена в виде лекции профессора Астрокота и его ассистента (Астромыши?), охватывающей многие темы от зарождения Вселенной и появления звезд до футурологических теорий. Например, какими могут быть представители внеземных цивилизаций. Забавно, что слушатели лекции живо и эмоционально реагируют на рассказ профессора, от чего появляется ощущение хорошо срежиссированного научного шоу, а подача в стиле «удивительные и невероятные факты о Вселенной» только усиливает это чувство.
Воллиман Д. Профессор Астрокот и его путешествие в космос. / Пер. Мария Сухотина. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. — 64с.
Желание поразить читателя приносит интересный результат: автор уходит в область полуфантастических предположений на тему развития космонавтики в обозримом будущем. Несколько амбициозными кажутся его предположения о том, что читатели книги, повзрослев, с легкостью смогут летать в космос, как и надежда, что человек встретит собратьев по разуму, поскольку по некоторым предположениям у каждой шестой звезды есть собственная «Земля». Смелые мысли, но эффект производят . Зато в части событий, уже вошедших в историю космонавтики, профессор Астрокот оказывается не таких широких взглядов, и сложно не заметить, что первому человеку в космосе скупо отводится одна страница, тогда как «Человек на Луне» вынесен в отдельную главу и занимает три с половиной разворота.
Научный комикс о космосе
Чувство исторической справедливости возвращает детище Дмитрия Костюкова и Зины Суровой «Космос», увидевшее свет в 2012 году в «Издательском домике Дорофеевой» и переизданное в 2016 году в «Манн, Иванов и Фербер». Авторы, фотограф и художник, создали необычайно располагающую к себе книгу, напоминающую то научный комикс, то современную энциклопедию, то фотоальбом, то изобретательный коллаж в смешанной технике. Несколько лет кропотливой работы потребовалось для того, чтобы собрать воедино самые разные и любопытные детали из мира современных космических путешествий. Конечно, тут есть и история ракетостроения, и подробный отчет о первом полете человека в космос. Знаменитые цитаты и фрагменты исторической хроники оформлены в виде характерных для комиксов диалоговых пузырей, и это делает текст живее и ближе к читателю, а благодаря художественной обработке фотоматериалы не выглядят сухо. В отличие от западных коллег, российские авторы не обходят стороной достижения «конкурентов» и подробно останавливаются в том числе и на высадках на Луну. Вообще, в «Космосе» Дмитрий Костюков и Зина Сурова подробно касаются практически всего, что связано с космическими миссиями от начала сборки ракеты-носителя до повседневной жизни на МКС. Книга изобилует комичными деталями: например, упоминается любопытная традиция, родоначальником которой случайно стал Юрий Гагарин (по дороге к космодрому он попросил сделать остановку, чтобы справить малую нужду, и теперь многие космонавты поступают так же), а еще на страницах появляется грустный байконурский верблюд, расстроенный из-за конца спокойной степной жизни.
Костюков Д., Сурова З. Космос. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. — 74с.
Космос как история
В год, когда фразе «Поехали!» исполнилось 55 лет, появилась еще одна обстоятельная книга, в ней значительное место отведено достижениям советской, а позже российской космонавтики. Это «Вперёд, в космос! Открытия и достижения» («Речь», 2016), написанная заместителем директора по науке Музея космонавтики Вячеславом Климентовым в соавторстве с журналисткой Юлией Сигорской. История космической эры изложена серьезно, подкреплена архивными материалами, иллюстрациями и больше всего похожа на классическую энциклопедию с бонусами современной полиграфии. Это полноценный справочник по истории космонавтики, способный удовлетворить интерес читателя любого уровня подготовки. Среди наиболее эффектных ходов издания можно отметить раздел с письмами космонавтов, адресованными читателям, — хорошее напоминание о том, что за грандиозными проектами человечества стоят не только идеи, но и реальные люди.
Климентов В., Сигорская Ю. Вперед, в космос! Открытия и достижения. — СПб.-М.: Речь, 2016. — 112с.
Изобретения и космос
Романтика космического полета, малознакомый мир уникальных людей, наблюдающих за планетой из иллюминаторов, притягательная глубина космоса привлекают внимание и авторов, и читателей. Но не забыты и желающие углубиться в техническую сторону вопроса. Изобретениям, сделавшим космическую эру возможной, посвящено совсем новое издание «Открываем космос. От телескопа до марсохода» («Манн, Иванов и Фербер», 2017) Мартина Дженкинса с иллюстрациями Стивена Бисти, зарекомендовавшего себя как дотошного и педантичного технического художника. Книга разделена на главы, описывающие все созданные человечеством устройства, которые позволяют рассмотреть космос, попасть в него, выжить там, вернуться обратно (что немаловажно и местами проблематично), а также острые для современности темы — как разместиться на орбите всем желающим (на момент издания книги в небе уже летало больше 7000 тысяч спутников, и их число, конечно, только растет), куда лететь дальше, и предсказуемо: одни ли мы во Вселенной. Текст глав чередуется с разворотами, на которых Стивен Бисти в схематичном виде изображает все описываемые аппараты. Тут можно, например, рассмотреть трехмерную модель Международной космической станции, узнать, как устроен один из сложнейших телескопов в мире в Паранальской обсерватории, или детально изучить похожий на багги марсоход «Кьюриосити». Предваряется все это изобилие технических сведений напоминанием о том, что меньше чем за сто лет с момента изобретения автомобиля человечество смогло создать аппарат, который пересек границу Солнечной системы. Это немного перенастраивает читательскую оптику.
Точно так же перенастраивает ее и регулярно воспроизводимая почти во всех в книгах иллюстрация того, насколько ничтожно малое место в гигантской Вселенной занимает наша третья планета от Солнца. Понять это сложно и взрослым, такой факт не поддается интуитивному осмыслению. Не удивительно и другое: чем младше ребенок, тем больше он склонен воспринимать информацию о величии космоса в прикладном и полезном для себя ключе — находить в информации о Солнечной системе потенциал для игры. Продуктивно рассматривать научпоп для самых маленьких именно как источник идей для практических занятий с детьми: например, совместить с походом в обсерваторию или с их помощью подготовиться к наблюдению редких явлений вроде солнечного затмения или августовского звездопада.
Еще хорошая новость заключается в том, что книги о космонавтике становятся тем более новаторскими и концептуальными, чем старше предполагаемый читатель — возрастной порог вхождения в эту область знания достаточно высок. Что, во-первых, делает их необычайно интересными для взрослой аудитории, во-вторых — позволяет расслабиться и не торопиться с «астрономией для малышей». Но помимо разжигания или подпитки интереса к теме, научно-познавательные книги об изучении Вселенной исполняют важную миссию: не только дают исчерпывающие ответы, где это возможно, но и сами задают вопросы — о непознанном как задаче для будущих покорителей межзвездного пространства. И, если честно, то дух захватывает от одной мысли, что человечество сможет найти на них ответы.