18+
12.04.2017 Тексты / Статьи

​Вход в бесконечность

Текст: Артем Артемов

Фотография: unsplash.com/NASA

Обозреватель Rara Avis Артем Артемов рассказывает о лучших документальных фильмах про космос.

Семь первоклассных документальных лент о космосе доказывают, как мало мы знаем о нем и как много еще предстоит узнать. Теории и факты, интересные открытия и предположения — все это результат человеческого стремления к понимаю Вселенной, жажда ответов на фундаментальные вопросы — откуда и зачем мы появились?

«Путешествие на край вселенной» / Journey to the Edge of the Universe, 2008

Режиссер: Явар Аббас.

Страна: США.

Яркая и запоминающаяся работа, сделанная с помощью передовых компьютерных технологий. Открывается карта беспрецедентного масштаба, основанная на изображениях, которые были получены с телескопа «Хаббл». Путешествие стартует с Земли, исследует нашу Солнечную систему, объясняя, как устроены планеты, передает исчерпывающие сведения про их размеры, возрастные изменения и про то, как они взаимодействуют с нашей центральной галактической звездой, поведает о губительном или положительном воздействии Солнца на атмосферу этих небесных тел.

Сверхскоростное перемещение от одного космического объекта к другому — исчерпывающий рассказ, скажем, о том, почему жизнь на Юпитере не смогла зародиться ни в прошлом, ни в настоящем и не появится в будущем, и как так получилось, что на одном из его спутников — Европе — гипотетически есть все условия для ее существования. И сколько еще подобных «обитаемых зон» насчитывается в Млечном пути * — галактика, в которую входят Солнечная система, планета Земля и все космические объекты, видимые невооруженным взглядом. . Чтобы познакомить с «галактическими соседями», удаляясь за тысячи световых лет от дома в необъятные просторы космоса, где в самых дальних уголках могут обитать цивилизации вроде нашей или куда более развитые. По пути обнаруживаются экзопланеты, гигантские астрономические объекты, красные карлики, туманности, квазары * — черные дыры , обломки галактик и многое другое, отправляющее нас на миллиарды лет назад, вглубь времени, колыбель Вселенной. Для того чтобы мы смогли увидеть рождения всего сущего — Большого взрывы, про который спустя 13,7 миллиардов лет и расскажут авторы картины.

Телеканалу National Geographic и режиссеру Явасу Аббасу, благодаря полученным беспрерывным снимкам с телескопа «Хаббл», удалось смоделировать, возможно, лучший документальный фильм про космос. Эта работа — эпический CGI-ликбез, который гипнотизирует, располагая внушительной информационно-образовательной базой, затрагивающей астрономию, законы физики и философские доктрины. Заставляет почувствовать себя крохотной бактерией в огромном живом организме. И, наконец, главное — понять, что же все-таки таится за словосочетанием «край Вселенной».

«BBC: Поглощенные черной дырой» / BBC Horizon Swallowed by a Black Hole, 2013


Режиссер: Дэн Клифтон.

Страна: Великобритания.

Режиссер документальной ленты Дэф Клифтон при поддержке британского BBC сделал все, чтобы черные дыры не ассоциировались у нас со вселенским злом. «Человека всегда привлекает неизвестность», особенно это касается черных дыр или попросту квазаров, которые разрушают привычное представление о силе тяжести, разрастаются до немыслимых размеров, притягивают другие гигантские объекты и лакомятся ими, будто гурманы, с аппетитом лопающие наивкуснейшие деликатесы. Приключенческая научная литература и художественная фантастика («Звездные войны», «Стартрек») наделили черные дыры ореолом аннигилляционной агрессии, дали представление о них, как о неких зловещих воронках, разбросанных на просторах космоса, словно капканы. Казалось бы, черные дыры нарушают закономерности пространства и времени, привносят хаос и разрушение. Ученые умы на протяжении десятилетий пытались понять природу квазаров, и в итоге пришли к парадоксальному заключению. Сверхмассивные черные дыры не представляют угрозы, а наоборот — выполняют созидательную функцию, отвечают за порядок и равновесие во Вселенной. И на самом деле они гораздо безобидней, чем люди думали еще двадцать лет тому назад. Квазар размером с горошину будет во много крат тяжелее Земли, а масса средней черной дыры превзойдет массу нашего Солнца в 100 миллионов раз. В жерлах квазаров не работают физические теории, однако существует гравитационное поле ошеломляющей силы, потребление и выброс энергии одной черной дыры сопоставим с поглощением и высвобождением энергии триллионов звезд. Питаются черные дыры, в основном, облаками газа, в результате чего становятся самыми мощными источниками света. Процесс поедания прилегающих объектов не такой эффектный и быстротечный, каким его показывают в кино.

Документальный фильм телехолдинга BBC и Дэна Клифтона открывает потайную дверь в нашу Вселенную, отбрасывая предрассудки и заблуждения, уносясь за 27 тысяч световых лет от нашей Солнечной системы, в недра Млечного пути, чтобы под конец прийти к противоречивому выводу о том, что черная дыра — это механизм, определяющий размер и форму галактик, возможно, способствовавший образованию звезд и самой жизни.

«Путешествие по планетам. №6: Марс» / A Traveler's Guide to the Planets, 2010


Режиссер: Ричард Смит.

Страна: Австралия.

«Путешествие по планетам» — это мини-сериал, документальный гид по нашей Солнечной системе. Но подробнее всего в нем стоит остановиться на серии про Марс, который по своей структуре считается ближайшим родственником Земли. Снимки роботов-разведчиков и ультрасовременных телескопов показывают, что засуха здесь длится на протяжении миллионов лет, а разряженная атмосфера пока не позволяет колонизировать Марс, поскольку такая экспедиция — рисковая и затратная авантюра. По полученным снимкам можно сделать опрометчивое умозаключение, будто здесь все знакомо и безопасно, но гамма-излучения, перепады температур, постоянные климатические изменения говорят об обратном.

НАСА ежесекундно получает фотоотчеты, раскрывающие ослепляющую красоту Марса. Необычайные пейзажи, глубокие каньоны, монструозная гора Олимп, в три раза превосходящая Эверест, все говорит о том, что раньше на Красной планете были моря и океаны, щадящий климат, геологическая и биологическая активность. Многокилометровый неоднородный ландшафт Марса затрудняет приземление посадочных модулей, под поверхностным слоем скрываются гигантские ледники, словно заброшенные хоккейные площадки, возможно, хранящие в своих недрах микроорганизмы, доказательство существования которых лелеют заполучить планетологи со всего мира.

Великолепная анимация разбавляется познаниями и гипотезами экспертного сообщества, дающего развернутые ответы об окружающей среде Марса. Исследователи делятся интересными фактами, ставят научные эксперименты, стремясь найти максимально приближенную природную зону (пустыня Атакама в Чили) на Земле, которая по характеристике схожа с марсианской пустыней, чтобы лучше понять ее возможную экосистему.

Фильм по праву может считаться прекрасным путеводителем по Красной планете, показывающим всю серьезность и амбициозность намерений человека, стремящегося осуществить давнюю мечту — освоить космос. Или хотя бы совершить экспедицию на Марс, столь близкий и одновременно далекий.

«С точки зрения науки: Земля без Луны» / Naked Science: Earth Without the Moon, 2010


Режиссер: Марк Марбарелла.

Страна: Великобритания.

Основной посыл документального фильма Марка Марбареллы — взаимодействие Земли со своим спутником. По одной из версий, именно Луна дала толчок для эволюции растительного и животного мира. Кто бы мог подумать, что мы зависим от самого близкого к нам планетоида больше, чем он от нас. Без Луны наше развитие буксовало бы до сих пор на одноклеточном уровне. И если просто взять и удалить спутник, запустив его, словно мячик для гольфа куда подальше (Луна и так каждый год отдаляется от Земли), это приведет к катастрофическим последствиям. Луна регулирует климат на Земле, влияет на продолжительность суток, скорость вращения нашей планеты, стабилизируя орбиту. Крошечное планетарное смещение оси Земли скажется фатально на материках и целых континентах. Все встанет с ног на голову, изменятся и времена года, вместо внушительных водных массивов появятся выжженные лакуны, слабо пригодные для обитания, нашу атмосферу начнут отравлять опасные токсины, появится реальная угроза и для нашей популяции. Отрадно, что это всего лишь предположения, пускай и апокалиптического толка.

Снявшиеся в ленте ученые выдвигают самые невероятные теории касательно происхождения Луны. Наиболее любопытная гипотеза базируется на том, что наш спутник сформировался из обломков Земли после столкновения с другим космическим объектом (Орфеем), который прошел по касательной и не вызвал серьезных разрушений. Скорее наоборот, подарил нам ценного и неотъемлемого союзника. В фильме комментаторы приходят к мысли о том, что если бы не это происшествие, наша планета представляла одну сплошную водную гладь, и её глубины населяли иные обитатели, радикально отличающиеся от нас нынешних.

Работа Марка Марбареллы в сотрудничестве с National Geographic вышла смелой и научно подкованной, высказывающей пугающие догадки о том, что было до Луны и что будет с нашей планетой после нее.

«Звезда по имени Гагарин», 2014


Режиссер: Людмила Снигирева.

Страна: Россия.

Редко когда на отечественных просторах документального кино, снятого по заказу главного федерального канала, можно встретить добротную работу, умело обходящуюся без политагитации и софистики. Да и еще с использованием редких архивных кадров и доселе не обнародованной стенограммы переговоров первого космонавта со своим штабом. Лента хронологически воссоздает минуты и часы полета легенды советской космонавтики Юрия Гагарина, который вынес нечеловеческие перегрузки во время испытаний, прошел жесткий отбор и первым изменил представление о пространстве, облетев вокруг Земли за 1 час 48 минут.

Сухое изложение фактов о полете сменяется лирическими отступлениями — воспоминаниями друзей, коллег, очевидцев и близких. В фильме можно услышать голос самого Юрия Гагарина, докладывающего с корабля «Восток-1» о том, что «в окошко иллюминатора видит поверхность Земли», что «карандаша нет, улетел куда-то». Его доклад фиксировался на бортовой магнитофон. В работе Людмилы Снигеревой рассказывается, какие трудности сопровождали Гагарина во время космического полета, на какие риски он пошел, дабы стать космическим Колумбом, первооткрывателем Вселенной, чтобы члены партии во всеуслышание заявляли о беспрецедентном достижении советской науки. И предумышленно, до эпохальной фразы «Поехали!», спрятали от жены Гагарина прощальное письмо, написанное на случай, если космонавту не суждено вернуться. Держали в тайне его исповедь вплоть до 27 марта 1968 года, когда он трагически погиб в авиакатастрофе.

«Космическое путешествие «Хаббла»/ Hubble's Cosmic Journey, 2015


Режиссер: Кристофер Райли.

Страна: США.

Из документальной картины мы узнаем следующее: телескоп «Хаббл» считался вершиной инженерной мысли и революционным средством обнаружения недосягаемых галактик, способным запечатлевать рождение новых планет и разыскивать небесные тела, похожие по своей структуре на Землю. А также позволял отслеживать происходящие процессы в космическом пространстве и помогал выявлять скрытые от человеческого глаза закономерности. Чтобы уже ученые мужи на основе полученных данных могли выдвигать предположения насчет основополагающих вопросов, на которые пока не получены вразумительные ответы, — откуда взялась Вселенная, из каких химических соединений произошли мы сами?

Орбитальный аппарат, или как его еще называют «Серебряная птица», был запущен в 1990 году на борту шаттла «Дискавери», и располагается в 320 милях (520 км) над нами. Всего в его обслуживании принимало участие 32 астронавта. Однако бережная эксплуатация дорогостоящей космической обсерватории не уберегло НАСА от беды. «Хаббл» с рождения «страдал близорукостью», все дело в неправильной форме главного зеркала, отвечающего за резкость оптики. Качество изображений превосходило все имеющиеся на тот момент времени аналоги, но оказалось гораздо ниже ожидаемых результатов. И в итоге все чаще стали появляться разговоры о том, как бы не отправить дефектный телескоп на пенсию раньше намеченного срока. Тем не менее после долгих дискуссий было решено «прооперировать» чудо технической мысли.

Для этой задачи были откомандированы «космические хирурги», и вторая половина документальной ленты посвящена им. Их ювелирной точности, выдержке и упорству. Замена платы была сродни «операции на головном мозге в кухонных перчатках». Астронавты выполнили свою задачу за девять дней. Более недели изнурительного и опасного труда, и телескоп преобразился. Новая широкоформатная камера теперь позволяет наводить резкость, пробиваясь сквозь межзвездную пыль и газ, с легкостью преодолевая расстояние в десятки миллиардов световых лет, и теперь способна достичь самых удаленных звезд и галактик.

Документальный фильм получился превосходным и всесторонним, показывая сложную конструкцию телескопа «Хаббл», охватил и людей, которые проектировали его, выводили на орбиту, потакали всем его «капризам» и всячески совершенствовали, чтобы под конец признать — он принесет им еще массу пользы, и это восхитительно.

«Подлинная история Высадки на Луну»/ Discovery. The Truth Behind The Moon Landings, 2003


Режиссер: Вирджиния Квинн.

Страна: Канада; Великобритания.

Документальная работа Вирджинии Квинн — попытка раз и навсегда разобраться, действительно ли американские астронавты побывали на Луне или вся риторика о важнейшем достижении эпохи — одно грандиозное надувательство. «Это маленький шаг для человека, но огромный прыжок для всего человечества» — крылатая фраза Нила Армстронга произнесена, когда он впервые ступил на поверхность Луны, была встречена бурным ликованием на родине и во всем мире. Казалось, что футуристическое будущее вот-вот наступит, если еще не наступило. Однако спустя годы появился ряд скептиков, не разделяющих энтузиазма большинства. Они считали высадку космонавтов «Аполлона-11» на спутник Земли — величайшей мистификацией XX века. Им в противовес выступили апологеты исторического полета из научного сообщества, очевидцы и участники экспедиции, которые всячески отвергали одиозные доводы сторонников «теории заговора», обвиняя их в «культурном вандализме».

«Космические нигилисты» сумели окружить себя единомышленниками, и их численность только росла. Видеоматериалы и фотографические аномалии, отснятые астронавтами, только приумножали скептицизм и подпитывали сомнения. Было за что зацепиться. Колышущийся на ветру флаг, искусственные источники освещения, неправильно лежащие тени, отсутствие звезд в ночном небе, морально устаревшая и грузная экипировка, не позволявшая управляться с миниатюрной камерой, замедленная съемка, которая в обычном режиме показывает бодрое земное передвижение Армстронга и Ко. Масла в огонь подлила весть о том, что пленка была безвозвратно утеряна. Говоря об обмане, отцы-основатели «теории заговора» Билл Кайсинг и Ральф Рене считают, что запись производилась в студии, никто никуда не летал, все объекты сделаны из папье-маше, никакого космического прорыва не было и в помине, а полет — спланированная манипуляция.

Телеканал Discovery постарался занять место третейского судьи, выслушав полярные точки зрения, и, сопоставив полученные сведения, решил самостоятельно воспроизвести высадку астронавтов на Луну в открытой местности (естественно, на Земле), учтя все детали и обстоятельства. Были воссозданы обстановка, спецоборудование, включая защитные скафандры, скорость ветра (его быть вообще не должно) и время суток. Научно-исследовательский эксперимент дал свои результаты.

Узнать, был ли на самом деле совершен вояж на Луну или это мастерски спланированная дорогостоящая афера, можно потратив на просмотр фильма всего 50 минут. И это будет увлекательнее любого фантастического блокбастера.

Другие материалы автора

Артем Артемов

​Джордж А. Ромеро. Отец бестиария

Артем Артемов

​Пастырь и пустота

Артем Артемов

​Виноваты звезды

Артем Артемов

​Человек, отказавший Спилбергу