Вселенная в мешочке
Текст: Максим Клейменов
Фотография: с сайта kinopoisk.ru
О пингвинах и тайнах Вселенной в полнометражной ленте Хироясу Исиды рассказывает обозреватель Rara Avis Максим Клейменов.
Вы пробовали достичь края света? Для этого вовсе не нужно ехать к побережью океана или рваться к границам атмосферы. Достаточно взять обычный мешочек, например, из-под игральных костей, и поместить в него окружающий мир. Тогда его край окажется прямо перед вами. Не знаете, как такое возможно? Четвероклассник Аояма тоже не знал. Вообще он не обычный японский школьник, к которым привык зритель аниме. Аояма весьма смышлёный, особенно на фоне сверстников, и прекрасно отдаёт в этом себе отчёт. К примеру, он посчитал, что до того как он станет взрослым, осталось 3888 дней.
И вот, как-то по дороге в школу он повстречал выводок пингвинов. Удивительное дело — посреди лета на зелёном лугу увидеть птиц, обитающих на краю света. Насчёт этого феномена он сформировал сразу несколько гипотез, не забыв зафиксировать их в своём дневнике наблюдений.
Фотография с сайта kinopoisk.ru
С них-то и начинается аниме «Тайная жизнь пингвинов», вышедшее в российский прокат в сентябре. Имя режиссёра Хироясу Исиды не знакомом широкой аудитории. Что не удивительно, ведь это его дебют в полнометражном формате, хотя японским зрителям Исида известен благодаря коротким телевизионным мультфильмам. И среди его короткометражек есть что выделить. Так, зарисовка на три минуты о девочке Полетт и стуле стала своеобразной визитной карточкой аниме-блока Noitamina, идущего на японском телевидении более десяти лет. Уже в короткометражках Исиды чувствуется то настроение, которое определяет колорит «Тайной жизни пингвинов». При очевидной тяге режиссера к реалистичному отображению места действия, предметов, интерьеров, природы, — за основу в гамме берутся ярко-пастельные тона, создающие весеннее настроение.
Фотография с сайта kinopoisk.ru
Для своей первой полнометражной работы Исида выбрал роман Томихико Морими. Сюжеты его книг, наполненные сверхъестественными деталями, экспрессивные, но вместе с тем крайне трогательные, неоднократно получали экранизацию в аниме и имеют армию почитателей. Наиболее известной постановкой, пожалуй, является аниме Tatami Galaxy, снятое культовым аниматором Масааки Юасой для уже упоминавшегося блока Noitamina. В прошлом году Юаса выпустил полнометражное «ответвление», экранизировав роман Морими Night is short, walk on girl, но этот, без сомнения, превосходный, полный сюрреалистичных мотивов мультфильм так и не добрался до российских экранов.
Каждая из работ Морими представляет собой удивительный сплав истории из повседневной жизни и дерзких научных теорий. «Тайная жизнь пингвинов» продолжает полюбившийся автору прием. Следуя за Аоямой и его верным помощником Утидой, отправившимися по пингвиньей тропе, чтобы раскрыть тайну появления птиц, зритель сможет оценить не только находчивость героев, но и ни много ни мало — красоту самой Вселенной.
Фотография с сайта kinopoisk.ru
Как обычно у основного персонажа есть соперник, мешающий его поискам — главный задира класса, робеющий перед умной одноклассницей, с которой Аояма время от времени играет в шахматы. Есть героиня, Юрико, ассистентка местного стоматолога, ставшая центральным предметом изучения любознательного Аоямы. И есть тайна пингвинов. Но это лишь завязка истории. Настойщий секрет открывается, когда Юрико, нашедшая Аояму связанным на пустой остановке, превращает на его глазах банку газировки... в пингвина! Вы всё ещё не верите, что для достижения края света, его надо поместить в мешочек?
Фотография с сайта kinopoisk.ru
Хироясу Исида не пытается следовать по тропе, которой шли знаменитые режиссёры аниме. В первую очередь «Тайная жизнь пингвинов» — это история о красоте самой Вселенной. Но не с привычно эстетической, или не столько с эстетической, сколько с естественно-научной точки зрения. Главный герой мультфильма — ищущий и познающий человек. Ему физически необходимо познать мироздание. Не важно, касается ли это женской груди — особенно груди Юрико — или выпадающих из обычного логического понимания явлений. Для героя, которого нам демонстрирует Исида, остро стоит вопрос формулы всего, которая бы прояснила тайны Вселенной. И открыла бы её тотальную красоту. Её неумолимое устройство, выглядящее как рок, с цветущей жизнью и ждущей в конце смертью, влекущие логичностью и фатальной завершённостью. Она ждёт своего героя, своего первооткрывателя, свой первый шаттл, собранный из деталек конструктора «Лего». Она прямо тут, на краю света, который всегда рядом. Главное, иметь храбрость, поменьше стесняться и быть откровенным, как считающий оставшиеся дни до взросления четвероклассник Аояма.