Одержимые Луной
Текст: Жаннат Идрисова
Фотография: с сайта kinopoisk.ru
О том, как воспет кинематографом один из выдающихся покорителей космоса, — обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова.
Дэмьен Шазелл, снявший два отличных фильма о целеустремленных музыкантах, в свое время удивил, заявив, что его следующая картина, «Человек на Луне», посвящена легендарному астронавту Нилу Армстронгу. Смена интересов? Однако, посмотрев ленту, приходишь к выводу, что режиссер верен себе, ибо основная идея байопика — стремление к мечте. А еще музыка: она хороша и ее много. Все как всегда у Шазелла.
Вряд ли среднестатистический россиянин знает о Ниле Армстронге больше энциклопедического абзаца — что это американский астронавт, первый в мире человек, ступивший на поверхность Луны.
Фильм позволяет расширить это знание. Мы видим, как летом 1962 года летчик и инженер Армстронг (Райан Гослинг) занимается испытанием экспериментальных аппаратов, называемых ракетопланами. Потом он уходит из проекта и в сентябре, пройдя жесткий конкурс, зачисляется во 2-й набор астронавтов НАСА — тех, которых готовят к полетам в космос.
Фотография с сайта kinopoisk.ru
Надо сказать, Шазелл подобно российским коллегам, создающим космические Одиссеи, не оставляет без внимания факт соперничества в освоении космоса двух великих держав — США и СССР. «Советы обставили нас по всем статьям», — эта фраза звучит из уст специалиста НАСА еще до того, как советский космонавт побывает в открытом космическом пространстве. Когда же мировые СМИ взрываются новостью о полете Алексея Леонова и Павла Беляева, ошеломленные американцы, намеревавшиеся опередить нас в этом, стискивают зубы: «Мы должны первыми побывать на Луне!» Так что на плечи Армстронга ложится титаническая ответственность.
Фотография с сайта kinopoisk.ru
Ситуация усугубляется тем, что Конгресс США не поддерживает глобальных космических исследований: дорого, налогоплательщики жалуются, что деньги уходят не на насущные нужды, а буквально на ветер. Однако энтузиасты идут вперед, защищают свою мечту — побывать там, где еще не ступала нога человека; совершить, пусть и рискуя жизнью, открытия, которые принесут пользу всему миру. Нил Армстронг — один из таких.
Фильмы, в основе которых — страницы биографии выдающихся людей, как правило, интересны. Однако «Человек на Луне» в этом плане неоднозначен. И главная причина этого не столько недоработка авторов, сколько особенности личности самого героя. Современники Армстронга отмечали, что среди других лётчиков-испытателей он выделялся исключительной выдержкой и хладнокровием, за что получил прозвище «Ледяной капитан». Такие люди в жизни мудры и надежны, однако в киноистории на большом экране смотрятся скучновато. Не выражая эмоций и отчасти уподобляясь роботам, они и нас не мотивируют на переживания. Надо отдать должное режиссеру: он придумал и развил подтему, которая объясняет сдержанность Нила и придает ему большую человечность.
Фотография с сайта kinopoisk.ru
Солидный хронометраж — 2 часа 21 минута — утомителен и не вполне оправдан. Наверняка есть версия, в которой эпизоды, перегруженные патетикой, сокращены, и это правильно. Кроме того, остается впечатление, что создатели из уважения к материалу, к родственникам героев, слишком осторожничали, лишив кино так нужной зрителю непринужденности.
Однако недаром это творение Шазелла, одного из самых талантливых молодых режиссеров современности. Фильм завораживает одержимостью, с которой герои воплощают свои замыслы, оригинальным музыкальным оформлением (музыку написал Джастин Гурвиц, с которым Дэмьен работал и над предыдущей картиной, мюзиклом «Ла-Ла Лэнд»). Нельзя оставить без внимания оператора Линуса Сандгрена (предположу, что он будет номинирован на Оскар). Ну и, конечно же, Райан Гослинг хорошо справился с задачами, поставленными перед ним режиссером. А Клэр Фой, сыгравшая жену Армстронга, достоверно показала: есть такая профессия — быть супругой астронавта и она очень трудна.