Неделя МакДонаха в Перми
Текст: Фазир Муалим
Фотография: предоставлена фестивалем Мартина МакДонаха
Поэт и театральный критик Фазир Муалим — о неделе, проведенной на фестивале Мартина МакДонаха в Перми.
Чем интереснее событие, тем быстрее оно проходит. Это всем и давно известно. Скорость зависит от силы, от масштаба. Но когда сам на жизненном опыте сталкиваешься с этим знанием, воспринимаешь его как откровение. Фестивальная неделя в Перми оказалась настолько насыщенной и увлекательной, что прошла как один миг. По два-три спектакля в день, обсуждения, лекции, экскурсии и встречи с актёрами — всё позади, «всё прошло, прошло, прошло»! Остались только приятные воспоминания, волшебные — то ли было на самом деле, то ли приснилось. Однако релиз об итогах фестиваля, обнаруженный мной сегодня в почте, говорит: всё происходило в действительности.
Идея международного фестиваля МакДонаха возникла в 2014 году. Тогда на первый форум съехались театры из разных городов (Лондон, Прага, Штутгарт, Баку, Москва, Санкт-Петербург, Челябинск), было представлено 16 постановок.
В 2016 году фестиваль расширил свою географию, включив Северную Ирландию, Шотландию, Иран, Сербию, Черногорию, а количество постановок увеличил до 18-ти. А в этом году случилось удивительное: за 7 дней жюри и зрители, пермяки и специально приехавшие из разных уголков страны гости, посмотрели 25 спектаклей 16-ти театров из десяти стран.
Ах, да, чуть было не забыл напомнить о самом главном: организатором фестиваля стал пермский театр «У Моста» и его основатель и художественный руководитель заслуженный артист России Сергей Федотов, первооткрыватель МакДонаха в России. К тому же «У Моста» — единственный театр в мире, в репертуаре которого все восемь пьес драматурга. Сам Федотов при каждом удобном случае с благодарностью вспоминает чешского актёра и режиссёра Ондрея Сокола, который вначале 2000-х впервые для европейского зрителя открыл знаменитого теперь на весь мир ирландца: «Если бы я в своё время не увидел в Праге в театре „Чиногерни Клуб“ постановку Ондрея „Сиротливый Запад“, то... я и не знаю, как бы всё сложилось». Кстати, легендарный пражский театр в этот раз на конкурс представил два спектакля: «Безрукий из Спокэна» и «Палачи». Последний и завоевал ГРАН-ПРИ фестиваля.
Этот же спектакль получил ещё два диплома: за лучшую режиссуру (Ондрей Сокол) и лучшую сценографию (Адам Питра).
В кулуарах все говорили о чёрной комедии румынского ACT Theatre «Человек-подушка», как об одной из самых ярких постановок фестиваля, а жюри отметило её в номинации «Самый лучший актёрский ансамбль». Но я, к сожалению, не попал на неё, однако, надеюсь, когда-нибудь ещё представится другая возможность посмотреть этот спектакль — в Бухаресте, Москве или Перми.
Работа актрисы сыктывкарского Театра драмы Валентины Дорофеевой, напомнившей мне своей сценической речью «великих старух» Малого театра, признана как «Лучшая женская роль второго плана» (Мэг Фолан в «Королеве красоты»).
Спектакли театра «У Моста» шли параллельно с конкурсными постановками, не участвуя в самом конкурсе. Однако жюри не могло пройти мимо, никак не обозначив своего отношения к работе театра. Да и зрители не одобрили бы такого равнодушия. Не влюбиться в этот коллектив просто невозможно. Специальный приз жюри получил актёр «У Моста» Василий Скиданов за роль Билли в «Калеке с Инишмана». Но так как жюри не догадалось придумать название своему призу, то я от себя предложил бы назвать его «Симпатия», «Радость», «Восторг» — ну, любое определение, указывающее на сильную эмоцию и сопереживание.
Как вы понимаете, если у МакДонаха всего восемь пьес (девятую, новую, пока в счёт не берём), а на фестивале представлено 25 спектаклей, то у зрителей была уникальная возможность за короткий срок увидеть несколько постановок одной и той же пьесы. К тому же, на разных языках.
Самым популярным произведением оказался «Сиротливый Запад» — семь постановок на пяти языках. Первый же день молдавский русский театр «С улицы Роз» сыграл свою версию этой истории, которая, в общем-то, могла бы случиться где угодно, а не только на островах Ирландии — в Молдове, Венгрии, Иране, Грузии или в России.
Фотография предоставлена фестивалем Мартина Макдонаха
Два брата, Коулмэн и Вэлин, возвращаются с похорон отца. Так начинается пьеса. Но очень скоро выясняются неприятные подробности. Оказывается, один из них, Коулмэн, сознательно выстрелил в отца, а другой пообещал засвидетельствовать, что это был случайный выстрел, если брат откажется от своей доли наследства в его пользу. Братья всё время ругаются и дерутся. Местный священник Уэлш пытается образумить их, но терпит неудачу и потихоньку сам спивается. («А я ни капли спиртного в рот не брал, пока в этом приходе служить не начал. В таком запьешь»). Чтобы спасти братьев и наставить их на путь истинный, отец Уэлш идёт на крайние меры. Он жертвует собой, кончает жизнь самоубийством, предварительно написав прощальное письмо братьям: «В глубине души вы любите друг друга... Любовь есть, есть, я готов поклясться в этом всеми святыми, вместе взятыми и душу заложить.... Шансы мизерны и все же я верю в вас, несмотря на все ужасы, сопутствующие вашей жизни». Это письмо приносит в дом братьев Гёлин, ещё один персонаж пьесы, торговка самогоном, тайно влюблённая в Уэлша. После самоубийства священника братья пытаются помириться, и некоторое время у них даже получается мирно сосуществовать. Но недолго. Заканчивается тем, что они снова берутся за оружие.
Я задался целью посмотреть все спектакли по пьесе «Сиротливый Запад», однако некоторые шли параллельно — приходилось делать выбор. В результате, из семи постановок я увидел пять. Все они разные. Тон спектаклю задают отношения между братьями. У каждого театра они свои, иногда кардинально расходящиеся.
У молдавского русского театра «С улицы Роз» Коулмэн (Василий Павленко) — в меру пофигист, но всё же побаивается младшего брата, вредного, желчного Валена (Александр Петров), который, если что, может и рассказать людям правду о смерти отца. У них борьба равная. Это похоже на то, как если бы встретились Ноздрёв и молодой Плюшкин.
Также на равных «бьются» грузинские братья: нервному, стремительному, неугомонному, небольшого роста, оттого, возможно, завидующему брату Вэлину (Темо Пирцхалаишвили) противостоит спокойный, уравновешенный великан Коулмэн (Сергей Сафарян). Порой закрадывается мысль: а может, этот Коулмэн действительно случайным выстрелом убил отца? По темпераменту, по ритму «Сиротливый Запад» Открытого театра — это скорее грузинская история.
В иранском варианте братья предстают как фарсовые персонажи — жадный и злой тупица Валентайн (Али Мохамади) и дурачок Коулмен (Хамед Алами Поор).
Фотография предоставлена фестивалем Мартина Макдонаха
В сербской постановке всё наоборот. Жалкий и беспомощный Вален (Данило Керкез) как огня боится старшего брата самовлюбленного жестокого красавца и самодура Коулмена (Златан Видовиц). Этот действительно может запросто убить и не моргнуть. Скорей всего, право наследства он сам отдал младшему братцу, чтоб тот помалкивал: всё равно реальный хозяин дома он. Актёр Златан Видовиц (Национальный театр Республики Сербской) по итогам фестиваля получил диплом за «Лучшую мужскую роль».
Что касается пермской версии, у меня напрочь вылетели из памяти подробности моих впечатлений. Только нашёл в своём блокноте запись: «Тоже очень хорошо». А конкретнее — не вспомню. Дело в том, что перед «Сиротливым Западом» «У Моста» я посмотрел потрясающую постановку «Калеки с Инишмана». Когда говорят о чём-то в превосходной степени, то обычно люди склонны не доверять этому, полагая, что произносятся общие слова, дежурные восторги. Но как тут по-другому сказать, если спектакль действительно потряс меня так, что целый следующий день я не мог ничего более воспринимать? Превосходно — и только!
И подобных эмоций было немало в течение всей недели, такой долгой и скоротечной одновременно.