Сам себе эксмо
Текст: Лев Пирогов
Фотография из архива автора
Литературный критик Лев Пирогов о скандале вокруг «Рутрекера» и будущем книгоиздания.
По жалобе издательства «Эксмо» суд закрывает доступ к любимому народом сайту «Рутрекер». Это забавно, потому что книги «Эксмо» в контенте «Рутрекера» составляют доли процента. «Рутрекер» — он вообще не для этого. Футбик, музычка, сериалы. Приходит человек с работы, хочет фаргу новую посмотреть — и н-на. Друг и учитель книга исхитрилась-таки напомнить о себе. Выходные безнадёжно испорчены.
В перспективе ближайших десяти лет (это с запасом) книгоиздание превратится в штучное производство сувенирной продукции, вроде курительных трубок или фляжек для коньяка
Но ненадолго. Программное обеспечение, позволяющее обходить запрет, будет скачано в пару кликов, и жизнь продолжится. Одним из маловажных, но интересующих нас аспектов продолжения жизни станет прекращение существования книгоиздательской компании «Эксмо». Ничего личного.
В перспективе ближайших десяти лет (это с запасом) книгоиздание превратится в штучное производство сувенирной продукции, вроде курительных трубок или фляжек для коньяка. Дешевеющая «печать по требованию» полностью покроет спрос на бумажную книгу, которая, кроме как для подарков и услады самолюбию автора, ни для чего не нужна. А это значит — ни больших тиражей с низкой себестоимостью экземпляра, ни многотрудной системы безадресного распространения, ни крупных монопольных производителей.
Повторюсь: ничего личного. Лично я люблю бумажную книгу. Но в жизни редко происходит то, что я люблю.
Система распространения электронных книг также претерпит геологические изменения. Производство электронной книги (собственной, написанной тобою, или просто нравящегося тебе текста) в ближайшие год-два (это тоже с запасом) станет делом двух-трёх кликов. Граница между автором и читателем размывается, и всё труднее существовать посреднику. Как ты будешь продавать ролики на YouTube? Задача электронных издательств и электронных редакций СМИ принципиально меняется. Она теперь состоит не в том, чтобы придумать, заказать, произвести и продать, а в том, чтобы обратить внимание публики на не принадлежащее тебе уже готовое.
Но кто будет издателю и редактору за это платить? Только собственник и производитель текста, больше некому. Если раньше читатель платил издательству, а издательство платило писателю, то теперь будет наоборот: писатель будет платить электронному издательству за то, чтобы читатели узнали о его книге и захотели её купить.
Вроде перемена нехитрая, но почву из-под ног у существующего книжного бизнеса она выбьет окончательно. Книжный бизнес просто не готов к такой смене концепции. Даже если он озаботится подготовкой прямо сегодня, будет поздно. Уже заработал в тестовом режиме сайт Bookscriptor, представляющий собой пока непонятно что, но у этого «непонятно чего» перед книжным бизнесом, ожидающим прибытия к родным берегам американского «Амазона», полтора года форы.
А полтора года форы, по нашим временам, это приговор.