18+
27.06.2018 Тексты / Рецензии

​Не страшно до смеха

Текст: Жаннат Идрисова

Фотография: с сайта kinopoisk.ru

О том, почему на фильме ужасов иногда испытываешь веселье — обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова.

Одна из возможных реакций на дебютный фильм режиссера Ари Астера «Реинкарнация» — мысль, что не зря все говорят о кризисе хоррора как у нас, так и за рубежом и что напрасно потрачены время и деньги. Однако, не исключено, что, остыв от вполне справедливого гнева, вы придете к выводу: «В общем-то все неплохо, правда, сумбурно».

Уникальность «Реинкарнации» (оригинальное название — «Наследственность»), на мой взгляд, в том, что даже самые откровенный спойлер не навредил бы зрителю, а напротив, сослужил бы добрую службу. Помог бы разобраться в хаосе смыслов и посланий, которые, конечно же, ведомы автору, но, увы, не совсем ясны нам. Однако слово «спойлер» у нас практически ругательное, поэтому главная интрига будет сохранена.

С виду благополучная Энни (Тони Колетт), хорошая жена, мать 17-летнего Питера (Алекс Вулф) и 12-летней Чарли (Милли Шапиро) понимает, что с ней что-то не так. В самом деле, странно на похоронах своей скончавшейся матери Эйлин Ли не испытывать подлинной скорби. Героиня произносит у гроба прощальную речь, из которой участники похоронной церемонии узнают, каким хорошим — умным и добрым человеком была усопшая. Правда, потом Энни добавляет, что мать всегда проявляла жесткость, когда кто-нибудь пытался узнать ее поближе, подружиться с ней, решительно пресекала эти поползновения. Это замечание, а также кадры с покойницей в гробу дают представление о подлинной сущности Эйлин.

Фотография с сайта kinopoisk.ru
1 3

Кстати, позже по воле рока Энни забредет в группу поддержки людей, потерявших своих близких. И там еще более остро осознает, что страданий и тоски нет в ее сердце. Зато грустит Чарли, странная девочка со взглядом сомнамбулы и аллергией на ореховое масло. «Кто теперь позаботится обо мне?» — спрашивает она у мамы перед сном. И в ответ на «Конечно, я, детка» выдает: «А когда ты умрешь?»

Спустя еще некоторое время из уст героини прозвучат откровения, благодаря которым мы убедимся: Эйлин Ли была едва ли не монстром, она свела в могилу собственного сына, брата Эмми. Тот в шестнадцатилетнем возрасте кричал, что мать плохо воздействует на него, совершает с ним какие-то манипуляции, а после покончил с собой.

Когда Эмми впервые забеременела, она захотела сделать аборт, но под давлением матери все же родила сына. Тогда же муж Стив (Гэбриел Бирн) заставил ее оборвать связи с Эйлин. Мать и дочь не общались до тех пор, пока на свет не появилась Чарли. Эйлин выпросила право нянчить внучку и стала для девочки самым близким человеком.

Опять же героиня рассказывает, что однажды ночью чуть сама не убила детей. Будучи лунатиком, в бессознательном состоянии пришла в комнату Питера и Чарли, облила их скипидаром... Чиркнуть спичкой не успела — сын проснулся и, закричав, разбудил мать.

Фотография с сайта kinopoisk.ru
1 2

Дальнейшие события наводят на мысль, что покойная Эйлин была хранительницей злого духа, и после ее кончины этот демон переселился в тело одного из членов семьи. Однако так ли это на самом деле? Мой совет: смотрите очень внимательно, улавливайте нить всех разговоров, и, возможно, тогда вы будете вознаграждены хорошим впечатлением.

Любопытный факт: кинокомпания A24 провела эксперимент — замерила зрительское сердцебиение во время просмотра «Реинкарнации». Данные сняли с двух десятков человек. Графики якобы свидетельствовали, что уже через полчаса после начала фильма скорость сердцебиения достигала 130 ударов в минуту и продолжала постоянно расти. На полуторачасовой отметке показатели выросли до 164 ударов в минуту.

Не могу сказать то же самое о себе. Страха не было — скорее всего, потому что здесь слабовато с таким обязательным элементом хоррора, как нагнетание напряженности. Однако сострадание к героям нет-нет да и возникало, хотя по большому счету пожалеть можно лишь Стива. Режиссер сумел передать безысходность, невозможность предотвратить неизбежное. И становится понятно, почему Эмми испытывает приступы жестокости, в чем причина ее ненависти к сыну.

Идея роковой наследственности здесь ключевая, но лично для меня она куда убедительнее звучит в драме «Звездная карта» Дэвида Кроненберга 2014 года. И там финал при всей трагичности, как ни парадоксально, светел. Здесь же — двойственные впечатления: с одной стороны — ужасающие трупы, тела без голов, с другой — конвульсивные движения мертвецов, вызывающие смех. По крайней мере, я наблюдала, как половина зала откровенно веселилась.

Почему стоит посмотреть эту картину? В ней заложен еще один смысл: из-за алчности люди порой не щадят самое дорогое, что может быть у человека — своих детей и близких. Правда, этот месседж тоже так глубоко запрятан, что нужно очень постараться, чтобы увидеть его.

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

​Алексей Леонов: «Время первых» — правдивый фильм

Жаннат Идрисова

​Семь знаковых фильмов о джазе

Жаннат Идрисова

​Одно слово — «Черновик»

Жаннат Идрисова

​Засекреченная реальность