Одно слово — «Черновик»
Текст: Жаннат Идрисова
Фотография: с сайта kinopoisk.ru
О наивности и претенциозности нового российского фэнтези — обозреватель RaraAvis Жаннат Идрисова.
Вряд ли от фантастического блокбастера «Черновик», снятого по одноименному роману Сергея Лукьяненко, ждали уровня выше «Дневного-» или «Ночного дозора», тоже, напомню, экранизаций произведений этого писателя. Я, например, на такой подарок не рассчитывала. Однако надеялась, что будет по крайней мере не хуже. Напрасно. Единственное, о чем вспоминаю с удовольствием — это блестящий актерский состав и качественные спецэффекты, что-что, а их у нас научились делать.
Талантливый московский программист Кирилл Максимов (Никита Волков) создает такие компьютерные игры, что начальство почитает его за гения, а коллеги — едва ли не за божество. Мы, зрители, результатов его работы не видим (игры, в самом деле, такой продукт, что не рассмотришь в разрезе «вот такой ширины, вот такой вышины»), приходится поверить на слово. Гений так гений.
У парня вроде бы все настолько хорошо, что можно и расслабиться, полежать на груде лавровых венков, но любимая девушка Аня (Ольга Боровская) несколько портит радужную картину — уходит от Кирилла, заявляя: «Ты создаешь иные миры, но меня в них не существует!» А почему мы собственно, должны ей поверить, если Максимов в ее день рождения устроил романтический перформанс с признаниями и красивым подарком? Он прямо-таки сделал возлюбленную центром Вселенной! Ах, оказывается, день рождения был накануне! Ну, а кто ждет памятливости от программиста, да еще и гениального? Нет, для жесткой отповеди, которую произносит Аня, должна быть более веская причина. Нам ее не называют, так что приходится списать все на меркантильность девушки: мол, ее привлек более статусный кавалер Антон (Евгений Цыганов), работающий в околоправительственной структуре.
Погрустневший герой тем не менее находит в себе силы вместе с лучшим другом Костей (Евгений Ткачук) и коллегами отпраздновать в офисе свой профессиональный успех — создание новой игры, потом идет домой и там понимает: если к другому уходит невеста — это полбеды. Настоящая беда —когда вдруг уплывает к другому, точнее, к другой твоя квартира. Красивая блондинка Рената (Северия Янушаускайте), встретившая Кирилла на пороге его «однушки», спокойно заявляет, что здесь живет она. И тут же предъявляет паспорт, в котором красуется штамп о регистрации по этому адресу.
В последующие два дня Кириллу предстоит узнать, что он потерял работу, семью, друзей — его просто все перестают узнавать, воспринимая как загадочного чудаковатого незнакомца. «Человека стирают из жизни!» — прокричит Костя, а на следующий день, недоуменно глядя на Максимова, спросит его: «Вы кто?» Казалось бы, страшное дело. Но особой драмы авторы не дают — подумаешь, стирашки.
У Кирилла-то, оказывается, ого-го какой путь: он становится таможенником (или, по-другому, функционалом) на границе нашего мира с другими, параллельными. Что должен делать этот человек? Пропускать людей, сверять их грузы с перечнем допустимых к провозу? предметов, просматривать декларации. И открывать порталы в новые миры. Чтобы раз — и из центра заснеженной Москвы избранные люди (камео Ирины Хакамады и Дмитрия Хрусталева забавны) попадали, например, на солнечные пляжи Юго-Восточной Азии. У Кирилла на первых порах все идет отлично: он не особо утомляется с контролем досматриваемых (их мало, как-никак элитный проход), открывает миры, в которых сам же и развлекается. К слову, купание, загорание и поедание экзотических фруктов на фоне стен московского Кремля выглядит странновато, хотя качество картинок отменно — заслуга оператора Александра Тананова.
Однако потом выясняется, что кроме Масленицы есть и постные дни — кураторами поставлена сверхзадача для всех функционалов, коих в Москве 14, и, пожалуй, только Кирилл с ней может справиться. Ибо он, как все уже догадались, избранный. Наш Нео.
Конечно, будут препятствия, злые враги-оборотни. Любовь, давшая трещину, станет снова счастливой, а потом опять что-то пойдет не так — вопреки логике. Сюжетные дыры (люди, близкие к кинопроизводству, объяснили их тем, что полнометражный фильм методом «режу-клею» сделали из сериальной фактуры) утомляют только на первом часе, на втором к ним уже привыкаешь. Но вот досада из-за того, что у отличных актеров (кроме уже упомянутых, мы видим на экране Юлию Пересильд, Елену Яковлеву, Сергея Горобченко, Андрея Руденского, Андрея Мерзликина) нет возможности проявить себя в полной мере при таком рваном сценарии. Повторю, что грустное настроение от увиденного скрашивают некоторые технические решения (летающие матрешки-убийцы, самовозводящаяся башня, телесные трансформации Кирилла), но ведь только на этом далеко не уедешь.
Фотография с сайта kinopoisk.ru
В финальных кадрах — прозрачный намек на сиквел, отчего становится как-то уж совсем некомфортно. В целом впечатление таково, что авторы сдали в прокат черновую версию, а не готовый фильм, заверив при этом всех: «А чистовик будет потом». В таком случае и зрителям надо бы расплачиваться за билеты в кассах не рублями, а фантиками из серии «Банк Приколов». А деньги, дескать, будут потом, когда покажете снятое набело.