18+
07.04.2016 Тексты / Статьи

​Почему блоги побеждают TV?

Текст: Александра Юргенева

Фотография: flickr.com/Juno Namkoong Lee

Культуролог Александра Юргенева специально для Rara Avis о видеоблогах как явлении.

ХХ век был полон тревоги, касающейся стратегий тайного наблюдения властей за обывателем, и в целом нарушения границ его приватного пространства. Антиутопии, предлагающие эскизы технического функционирования подобных систем, философские построения Мишеля Фуко и отчасти рождение на рубеже XIX и XX вв. в Великобритании жанра шпионского романа сообщают о постановке этого болезненного вопроса в культуре. Конечно, его корни нужно искать в предыдущих эпохах, но чтобы не уходить слишком далеко в обоснование самого существования этой проблемы, мы, пожалуй, сошлемся на социолога Ричарда Сеннета, который подробно разрабатывает эпизод «падения публичного человека» в Европе, произошедший в XVIII-XIX вв.

И вот что у нас получается. В нынешнем столетии, мы смиряемся с подобным положением вещей: публичная саморепрезентация любой даже заурядной личности превращается в норму и обретает формы страниц в социальных сетях и более того целые персональные каналы на YouTube. Чуть более ста пятидесяти лет назад человек робко позировал перед фотоаппаратом, чтобы утвердить свое существование в истории на плоскости дагерротипа, а сегодня в пределах естественной телесной пластики воспринимается человек, который на ходу рассказывает что-то своему телефону на моноподе. Прежде фотосвидетельство существования конкретной личности было адресовано родственникам, друзьям и будущим потомкам. Заложенное в нем послание могло сообщать, что человек действительно жил, выглядел именно таким образом, его профессиональная деятельность была связана с такой-то сферой (об этом могли говорить такие атрибуты, как банковские книги, детали часов, телячья туша, фотоаппарат и прочее), а если на фотоснимке была целая семья, это определяло социальные и родственные связи портретируемого. Получалось лаконичное довольно целостное послание миру. Современные видеоблоги являют собой настоящую летопись событий, отражающую живую речь, пластику тела, мелкие бытовые детали, высказывания обывателя о злободневных событиях. И вся эта довольно «выпуклая» репрезентация выставляется на всеобщее обозрение и находит тысячи поклонников, готовых внимать все новым фрагментам чужой реальности.

Прием, которым пользовались ведущие — имитировать живую личность на экране — стал самой реальностью

Но генеалогию видеоблога справедливо ведут от телевидения. Здесь мы найдем вариации даже не телевизионных жанров, а конкретные модели телевизионных программ. Этот метод вещания мгновенно избавил продюсеров от основной головной боли, «что предложить зрителю?»: теперь зритель сам производит контент. Это настоящий карнавал в истории телевидения — верх и низ перевернулись, короли и шуты поменялись местами. Сначала телеведущие были отделены от зрителя непреодолимой преградой, подобно небожителям или всезнающим оракулам. Слово произнесенное с экрана было наделено тем же ореолом истинности, как прежде слово написанное. Не последнюю роль здесь сыграла и фотография, приучившая нас верить изображению больше, чем тексту (сейчас удостоверение личности и даже пропуск в библиотеку содержит фотографию владельца). Одним из шагов преодоления барьера стали игровые шоу с участием простых смертных, хотя отношение к ним как к редким счастливчикам во многом и до сих пор сохраняется.

Подобный переворот имеет прямую связь с эволюцией представления о публичности. В XVIII веке единственной публичной персоной во Франции был король, все его жизненные проявления (рождение, пробуждение ото сна, справление нужды, трапеза и так далее) были публичны: его статус определял жизнь его тела, а от жизни его тела в прямой зависимости находилась вся социальная структура двора и существование государства в принципе. Публичность короля была определена его рождением, публичность блоггера, его право на нее основывается на имитации принципов телевидения.

Фото Goodbye normals

Документирование или псевдодокументирование своего бытия оказывается востребованным, поскольку у нас уже есть привычка просмотра телепрограмм, мы готовы тратить свое время на не вполне оправданное наблюдение за жизнью других. Давно идут разговоры о кризисе института телевидения, хотя в массе оно все еще не утратило своего влияния. Некоторые продюсеры действительно нервно реагируют на сравнения их проектов с популярными блогами, занимающими ту же информационную нишу. Прием, которым пользовались ведущие — имитировать живую личность на экране — стал самой реальностью: непрофессионалы начали создавать свое информационно-развлекательное пространство, которое по мере развития технических средств становится все более приближено к телепродукции. Доступность монтажных программ и хорошего съемочного оборудования позволяет создавать качественные независимые передачи. Например, авторы одного из нашумевших блогов о кругосветном путешествии Goodbye normals использовали разные ракурсы съемки и достаточно изысканные монтажные склейки, на постпродакшне старались сделать так, чтобы каждый выпуск имел свой сюжет и выглядел цельным. А TravelhuckingTV (что показательно, здесь в названии сделан акцент на связи с телевидением) отличает, как правило, хороший литературный закадровый текст с размышлениями автора об увиденном и пережитом. Эта черта отмечает стремление блоггера к документальной эссеистике. Но подобные частные моменты, касаются изначально талантливых людей, в остальном жизнь обывателя часто ничем не примечательная, заставляет героя надевает маску, включающую элементы известных телевизионных формул.

Авторов с объектами съемки разделяет только факт обладания записывающим устройством

Здесь есть элементы ситкома, благодаря им возникает единство действия — автор ведет повествование из-за своего письменного стола. За его спиной иногда можно заметить родственников или друзей, которые дополняют объем чужой реальности, и в тоже время очерчивают ее границы. Переходя из выпуска в выпуск они также превращаются в героев, мы видим, как они занимаются своими делами, убираются, едят... Более динамичное ведение блога, где герой, движется в нашем мире (причем здесь важна именно его глубокая погруженность в реалии подписчиков), транслируя свой взгляд на действительность посредством камеры, может носить черты гонзо-журналистики. Таков грубоватый контент существовавшего до недавнего времени сибирского тандема Raddison, создававшего диковатую социальную ленту: наполненная пьяными прогулками по городу (Красноярску и Москве), случайными встречами и собутыльниками, для кого-то странным, для кого-то напротив знакомым досугом. Авторов с объектами съемки разделяет только факт обладания записывающим устройством. Они то полностью растворяются в материале, то выныривают, давая свои комментарии. Примечательно, что один из создателей — журналист, и поэтому можно предположить, что такое сходство неслучайно. В принципе многие блоггеры не удерживаются в рамках одного направления, что естественно, поскольку личность человека — все-таки вещь не статичная, и сложно ее удерживать в пределах одного амплуа. Так, Vovan Japan начинал с рассказов о жизни в Японии, делал выпуски, похожие на старые телепрограммы по изучению иностранных языков, общался с бомжами в подъезде, и, наконец, перешел к несколько проповеднической форме. То есть, сидя у себя в комнате, он рассуждает на тему последних событий в стране и в мире или высказывается по поводу действий других блоггеров. Ему свойственна несколько агрессивная, назидательная и «правдорубительная» манера выражения своих мыслей.

Фото Vovan Japan


Но основной массив составляют путешественники, или переехавшие в другие страны (обращающиеся тем не менее к аудитории соплеменников), активные потребители самой различной продукции и «кулинары». Самое популярное направление, все же, наверное, блоги о путешествиях. Их смотрят, потому что уже нет доверия к профессиональным передачам: для всех ясно, что съемочная группа с ТВ имеет несколько иные условия и возможности в поездке. А в видеоблоге такие же смертные передают свой непосредственный опыт, сталкиваются с проблемами, обычными для простого путешественника. Тот момент, что эти герои часто отправляются по разным странам «дикарем», сообщает зрителям смелость самим пуститься в путешествие, даже если прежде они по тем или иным причинам испытывали некоторые опасения. Помимо фактической информации такое видео передает исключительно интуитивное ощущение легкости передвижения на нашей планете. Подобным же образом функционируют блоги о косметике, детях, тест-драйвы машин/игрушек/дронов и всего чего угодно. Их часто ведут не случайные люди, а профессионалы, и все равно эти видео вызывают больше доверия у зрителей: они наглядны и подробны в силу того, что разбиты на небольшие тематические блоки, а главное, довольно точно соответствуют введенному запросу, чем сразу к себе располагают. Они суть производная культуры потребления и развившейся у потребителей осторожности приобретения. Открывшаяся возможность зарабатывать на блоге, внедрять в его «тело» откровенную рекламу, брать плату за возможность стать участником одного из выпусков — сделало из видеоблога не просто видеодневник, а элемент пищевой цепи купли-продажи.

Опыт создания блога, который ведет московский бомж, оказался не вполне успешен не только из-за скорой гибели героя, но и потому что идея принадлежала стороннему человеку

Особняком стоят профессиональные видеоматериалы прикладного характера, которые тяготеют к форме обучающих пособий (владение компьютерными программами, к примеру). С одной стороны, их сходство с блогом можно ограничить одной площадкой вещания — YouTube, с другой — хотя мы не видим жизни героя и его самого, зритель все равно сталкивается с уникальной личностью и ее опытом, а авторов отличает своя манера шутить за работой и объяснять свои действия. Однако, здесь все ж на первом месте оказывается непосредственно передаваемое знание, а не персона автора. К такому же типу относятся видео-каналы известных в узких кругах университетских лекторов и видео-курсы иностранных языков. Последние заменили собой давно забытые языковые телепрограммы.

Здесь представлен самый широкий спектр человеческих типов: есть бедные, есть богатые, основную часть занимает, вероятно, среднеобеспеченные люди. Опыт создания блога, который ведет московский бомж, оказался не вполне успешен не только из-за скорой гибели героя, но и потому что идея принадлежала стороннему человеку. Это изначально был медиапроект, который вызывал интерес в силу своей необычности, но последние выпуски набирали уже не такое большое количество просмотров. Среди персонажей, которые встречаются в этой среде, есть невероятные и более обыденные фрики (такие, как Сергий Астахов или Толян, Сергей Михалков тоже вписывается в эту компанию), они вскрывают сразу все патологии российского общества и болезненную информационную мешанину в сознании обывателей. Их репрезентация — это в некотором смысле наивное искусство: хотя есть все следы подготовки к съемке (атрибуты, костюм), они даже слишком серьезны в отношение к себе и своему «вещанию». Блоггеры в принципе со временем становятся серьезней, а порой и напыщенней, причина этому — элементарный механизм социального отклика и одобрения. Они видят увеличение числа просмотров и подписчиков, ведут диалог с людьми в комментариях — и это, конечно, дает им ощущение значимости своей деятельности. Перед нами, вероятно, новый тип личности, для которой переживаемые жизненные события, обретают значение через призму видеоблога. Но есть здесь и другая сторона, возможность публичного высказывания, желание просто выйти на условную площадь и высказаться достаточно громко по тому или иному поводу, наводит на мысли об античном форуме. Это в принципе общее место в рассуждениях, затрагивающих коммуникации в Интернете, с той только разницей, что здесь человек не спрятан за текстом, а открыт наблюдателю полностью.

Блоггеры женятся между собой, ссорятся, заводят детей, дерутся, умирают — все это становится частью созданного ими шоу

Телевидение обнаруживает свою слабость перед блогами, когда обращается к их историям и героям, пускай оно пытается удержаться в рамках системы отношений субъект-объект, но факт заключается в том, что то или иное популярное шоу посвящает выпуск или его часть блоггерам. Происходящее напоминает старика, который хвалится своими минимальными способностям владения компьютером.

Фото AlexCoolshow


Наверное, одним из самых любопытных проектов, связанных с этой областью, был AlexCoolshow. Идея авторов заключалась в том, чтобы создать в YouTube юношеский сериал, главный герой которого блоггер, обо всех событиях его жизни мы узнаем с помощью видео. Очень логичный в своем проявлении проект, судя по всему, не нашел спонсора. Примечательно, что на роль отца главного героя был приглашен один из довольно популярных блоггеров. Актерская игра была, мягко говоря, не самой сильной его стороной. Хоть в съемках участвовали не профессиональные актеры, но персонажи были разработаны довольно полно и отражали суть блога как медиа-продукта, который держится на харизме одного (иногда более) человека.

Блоггеры женятся между собой, ссорятся, заводят детей, дерутся, умирают — все это становится частью созданного ими шоу. Каждый сам выбирает, когда нажать кнопку записи, что обрезать на монтаже. Конечно, нельзя считать все происходящее на экране чистой реальностью, но и в нем есть неудержимое стремление к гиперреалистичности, которое превосходит телевизионные аналоги «подглядывающих» шоу. Это скорее вариация на тему «Шоу Трумана», причем желанная и сознательная.

Другие материалы автора

Александра Юргенева

Документальный сюрреализм

Читать по теме

​Дальний Восток становится ближе

Писатель Роман Сенчин о Дальнем Востоке в современных документально-художественных книгах.

04.04.2016 Тексты / Статьи

Эксперты: Спецрепортаж — не документалистика!

Киновед Елена Строганова, режиссер-документалист Радик Кудояров и режиссер докфильмов и телепередач Александр Сидоров рассказали Жаннат Идрисовой о российской документалистике.

04.04.2016 Тексты / Интервью

​«Сахар» — соль на раны сладкоежек?

Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о вышедшей в российский прокат документальной картине австралийского режиссера Дэймона Гамо.

05.04.2016 Тексты / Рецензии

​Дмитрий Васюков: «Без трудового человека кино не представляю»

Алена Бондарева поговорила с режиссером Дмитрием Васюковым о документальном кино, охотниках-промысловиках, Алтае и счастье.

06.04.2016 Тексты / Интервью