18+
06.06.2016 Тексты / Статьи

​На фоне Пушкина

Текст: Мария Нестеренко

Иллюстрация А.С. Пушкин

В день рождения Пушкина подборка интересных фильмов о поэте от Марии Нестеренко.

Образ Пушкина вошел в отечественный кинематограф практически сразу. Так, в 1909 году был снят «Бахчисарайский фонтан», четыре раза режиссеры обращались к «Братьям разбойникам» и так далее. В 1910 году Василий Гончаров сделал первый биографический фильм «Жизнь и смерть поэта». Молодого Пушкина играл полноватый актер, чьи приклеенные бакенбарды и нос вызывали ропот публики даже тогда. Фильмом совсем иного качества была картина «Поэт и царь» 1927 года. Режиссер Владимир Гардин провел колоссальную подготовительную работу, изучил архивы Пушкинского Дома ИРЛИ АН СССР. Посетил исторические места, связанные с последним периодом жизни поэта. Зрители приняли картину восторженно, а вот властям новая редакция Пушкина не понравилась: Пушкин был в ней слишком человечен. Властям же требовался борец с монархией, которая и погубила неугодного пиита. Биография и образ Пушкина могли корректироваться согласно потребностям режима, однако важнее всего поэт был для русской интеллигенции, и позднесоветское кино это зафиксировало.

«Юность поэта», 1937

Фотография с сайта kinopoisk.ru

Режиссер: Абрам Народицкий.

Автор сценария: Александр Слонимский.

В ролях: Валентин Литовский, Л. Мазин, Ян Парамонов и другие.

Сюжет: Фильм рассказывает о лицейских годах Пушкина, его влюбленности в крепостную актрису Наташу и о том, как поэзия именно в этот период становится делом всей жизни.

Первый кадр фильма, где Пушкин в исполнении молодого актера Валентина Литовского, закрывает окно, чтобы не слышать, как на улице празднуют возвращение Александра, задает тон всему фильму. Молодого поэта совершенно не волнует царь и окончание Наполеоновских войн. Пушкинское противоборство власти в «Юности поэта» изображается очень аккуратно: драка в церкви с однокашником, из всех любовных увлечений здесь недаром показано чувство молодого поэта именно к крепостной актрисе (к ней обращено стихотворение 1813 года), тем самым подчеркивается демократизм Пушкина.

«Наследница по прямой», 1982

Фотография с сайта kinopoisk.ru

Режиссер: Сергей Соловьев.

Автор сценария: Сергей Соловьев.

В ролях: Татьяна Ковшова, Татьяна Друбич, Александр Збруев, Сергей Шакуров и другие.

Сюжет: Главная героиня фильма, тринадцатилетняя Женя, больше всего на свете любит поэзию Пушкина. Она провела исследование своей родословной, и пришла к выводу, что является потомком поэта. Своей тайной Женя поделилась с восемнадцатилетним Володей, в котором видела единственного друга.

Сергею Соловьеву, как никому другому, удавалось зафиксировать диалектику прощания с детством. Этой же теме посвящены «Сто дней после детства», «Спасатель», отчасти «Асса» и «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви».

Мир взрослых абсурден и фальшив, с его точки зрения, Женя — маленькая чудачка, бреющаяся на лысо и шьющая платье из занавески. Но на деле Женя оказывается мудрее взрослых, играющих в странные игры. Когда Володя пытается объяснить ей, что быть, такой как она, нельзя, Женя отвечает ему: «Глупыш». Ее попытки «сойти за свою»: поход на танцы, курение, самодельный галстук, который она надевает, чтобы быть похожей на героиню Друбич, больше напоминают глумление. Пушкин оберегает ее от жестокости мира, и даже когда Володя разрушает иллюзию Жени насчет ее родства с поэтом, Пушкин все равно остается ее талисманом и мерилом всех вещей.


«Храни меня, мой талисман», 1986


Фотография с сайта kinopoisk.ru

Режиссер: Роман Балаян.

Автор сценария: Рустам Ибрагимбеков.

В ролях: Олег Янковский, Татьяна Друбич, Александр Абдулов, Александр Збруев и другие.

Сюжет: Журналист Алексей Дмитриев вместе с женой приезжает в Болдино. Однажды с ними сталкивается Анатолий Климов — странный молодой человек, который заводит разговор о Дантесе. Однажды Алексей застает Таню вместе с Климовым, и не долго думая, вызывает того на дуэль.

Визитной карточкой режиссера стали фильмы, в которых осмысливается кризис среднего возраста. В 1982 году он снял «Полеты во сне и наяву», где главный герой в исполнении Олега Янковского пытается понять свою жизнь накануне сорокалетия. В фильме «Храни меня, мой талисман» этот сюжет накладывается на биографический миф Пушкина и через легко узнаваемые параллели подводит к мысли о величии поэта, заранее знавшего, что он едет на Черную речку умирать. Герои-антагонисты спорят о том, мог ли Пушкин оказаться на месте Дантеса? Мог ли он убить человека? Персонаж Янковского считает, что нет, и цитирует письмо Пушкина Вяземскому: «Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы — иначе». Проблема — может ли гений оказаться подлецом, волновала и самого Пушкина, вспомним хотя бы «Моцарта и Сальери»: «гений и злодейство — две вещи несовместные». Балаян показал мучения человека, который шел не убить, а умереть.

Определенную документальность фильму придают рассуждения о месте Пушкина в русской культуре и живые споры героев своего времени: Казакова, Окуджавы и других.


«Бакенбарды», 1990


Фотография с сайта kinopoisk.ru

Режиссер: Юрий Мамин.

Автор сценария: Вячеслав Лейкин.

В ролях: Виктор Сухоруков, Александр Медведев,Артур Ваха и другие.

Сюжет: Жители провинциального города Заборска изнемогают от проделок молодежной группы «Капелла», с которой борется другое неформальное объединение «Бивни». Все меняется, когда в город приезжают два любителя пушкинской поэзии.

В этой гротескной комедии, с одной стороны, доводится до абсурда культ Пушкина как «нашего всего». Он и поэт, и патриот, и вообще чистейший образец для всевозможных подражаний. В фильме ему начинают приписывать даже то, чего он не совершал. А «древний» Заборск вдруг становится сакральным местом, где каждое второе дерево посадил великий поэт. В этом смысле «Бакенбарды» перекликаются с «Заповедником» Довлатова или даже «Пушкинским домом» Битова, исследующих симулятивную сторону культуры. С другой — авторы фильма вскрыли природу тоталитаризма. Самые благие намерения используются для осуществления собственных целей, а именно — захвата власти «белозубым фюрером» и главным пушкинцем — Виктором. Клуб «АСП» очень быстро устанавливает свои правила, исполнение которых гарантируют переквалифицировавшиеся «Бивни», решающие проблемы с помощью кулака и трости.

Другие материалы автора

Мария Нестеренко

​Николай Проценко: «Валлерстайн был еретиком»

Мария Нестеренко

​Что такое «дальнее чтение» Франко Моретти?

Мария Нестеренко

​Вослед ушедшей эпохе

Мария Нестеренко

​5 военных песен в необычном исполнении