18+
17.02.2022 Тексты / Интервью

Лучана Чимино: «Наша история универсальна»

Беседовала Вера Бройде

Фотография: предоставлена КомпасГид

О Нелли Блай, одной из первых журналисток, перевернувшей взгляд на профессию, Rara Avis рассказали авторы нового графического романа Лучана Чимино и Серджио Альгоццино.

Общественное мнение, диктующее женщинам, как именно они должны себя вести, чем в жизни заниматься, куда вообще идти, куда и не пытаться, и связанные с этим мнением людские представления, система норм, ограничений и законов, всегда мешали им и до сих пор мешают развиваться, всерьёз мечтать, чего-то добиваться. И вместе с тем, запреты вынуждают их меняться: хитрить и утверждаться, расти и подниматься — не только выше остальных, но, что важнее, и себя самих. О том, какую роль запреты, рамки и клише сыграли в жизни Нелли Блай, одной из первых в мире журналисток, чья поразительная стойкость и вера в правду, в силу слова, в свою профессию, в реальность перемен, чья независимость, отвага и «загадка» преодолели целый век и стали главными «героями» новейшего романа «Нелли Блай — леди Сенсация».

Вера Бройде

Обозреватель Rara Avis

— Когда вы в первый раз услышали о Нелли Блай?


Лучана Чимино

Журналистка, сценаристка и писательница

— Мне предстояла долгая ночная поездка, и когда я принялась копаться в сети, то наткнулась на американскую статью о «Нелли Блай, самой влиятельной женщине-журналисте всех времен и народов». Разумеется, я была заинтригована, поскольку, хоть и изучала историю журналистики, да и сама, будучи журналисткой, внимательно следила за обсуждением гендерных проблем, никогда о ней не слышала. Чем дальше я углублялась в тему, тем сильнее увлекалась, и вскоре поняла, что, поскольку в Италии Нелли Блай практически неизвестна, а вопрос качества журналистики сейчас стоит как никогда остро, я просто обязана что-нибудь о ней написать.

Серджио Альгоццино

Художник, автор комиксов

— Как это ни печально, но вынужден признаться, что я услышал имя Нелли Блай лишь в тот момент, когда мне предложили принять участие в создании романа.


Чимино Л. Нелли Блай — леди Сенсация / ил. С. Альгоццино; пер. с итал. А. Красниковой. — М.: КомпасГид, 2022. — 144 с.


Вера Бройде

Обозреватель Rara Avis

— А как вам кажется, живи мисс Блай сегодня, в наши дни, о ней бы говорили как о женщине, опередившей своё время?


Лучана Чимино

Журналистка, сценаристка и писательница

— Нелли Блай совершила революцию не потому, что ей этого хотелось, а потому что иначе просто не получалось. И если бы она жила сегодня, то, думаю, была бы ровно той же: женщиной, сражающейся на тех же фронтах, что и прежде. Я говорю о бедности и качестве журналистики, а также о полном и безоговорочном равенстве между мужчинами и женщинами. Почти все её репортажи по-прежнему актуальны. А её методы ведения расследований стоило бы снова ввести в регулярную практику. Да кое-кто и сейчас их использует, но в целом журналистика «под прикрытием» встречается редко.



Вера Бройде

Обозреватель Rara Avis

— Чем отличаются статьи, написанные Нелли Блай, от тех статей, что появляются теперь — статей разоблачительного толка?


Лучана Чимино

Журналистка, сценаристка и писательница

— Нелли Блай писала очень субъективно, наполняя тексты собственными соображениями по тем или иным вопросам. Наверное, с позиции сегодняшнего дня такой вот стиль, такой подход покажутся по меньшей мере странными, однако лично мне они прекрасно помогли при написании «сценария», потому что каждая фраза, которую Нелли у нас произносит, в самом деле взята из её статей. Что касается нынешних сенсаций, настоящие среди них встречаются очень редко. На них нужно время и ресурсы, которых у газет в условиях экономического кризиса зачастую попросту нет. Кроме того, это сопряжено с риском, на который журналисты, чья зарплата становится теперь всё ниже и ниже, не всегда могут пойти.


Иллюстрация из книги Л. Чимино «Нелли Блай — леди Сенсация»

Вера Бройде

Обозреватель Rara Avis

— Как журналист, как детектив, как репортёр и как писатель, она была примером для очень-очень многих. Возможно, и для вас? Возможно, вам известно, кто был примером для мисс Блай в её работе?


Лучана Чимино

Журналистка, сценаристка и писательница

— Она-то точно не могла брать пример с других журналисток, потому что в те годы, когда Элизабет Кокран решила стать неповторимой Нелли Блай, все пишущие женщины воспринимали свою работу как хобби. Дело в том, что в подавляющем большинстве эти дамы ни в чём не нуждались, они жили в достатке, под боком у мужей или отцов и писали о светских развлечениях или домашнем хозяйстве. А Нелли находилась в другом положении. У неё не было богатого покровителя, не было счёта в банке, не было желания превратиться в одну из этих дам. И может быть, её величие как раз вот в этом состояло: она подготовила почву для ниспровержения старой догмы, отдав всю себя реальным новостям. Я, к сожалению, познакомилась с её историей слишком поздно. Именно по этой причине она не стала для меня примером. И всё же было настоящим откровением узнать, что ещё в конце XIX века некоторые люди хотели, чтобы журналистика служила улучшению положения слабых и что лучшей из них была женщина, которая пробудила во мне энергию и убедила всегда стоять на своём.

Серджио Альгоццино

Художник, автор комиксов

— Я согласен с Лучаной. То, что делала Нелли Блай, кажется невероятно смелым. И не важно, когда: тогда или сейчас. Не важно, для кого: мужчин или женщин. Всё едино, потому что это справедливо в отношении любого журналиста. Но меня очень удручает то обстоятельство, что в 2022 году далеко не все осознали, как бессмысленно, неправильно и даже преступно ограничивать чьё-либо право на работу, руководствуясь чем-то ещё, кроме качества выполнения этой самой работы.


Нелли Блай


Вера Бройде

Обозреватель Rara Avis

— Какие характерные черты реальной Нелли Блай вы выбрали для той, которую нарисовали? И что для вас в том выборе сыграло, может быть, решающую роль?


Серджио Альгоццино

Художник, автор комиксов

— Взгляд. По крайней мере, я попытался его передать. Такая женщина, как Нелли, непременно должна выглядеть одновременно решительной, но нежной, напористой, но хрупкой.


Читать материал по теме. Рецензия Веры Бройде на книгу «Нелли Блай — леди Сенсация».

Вера Бройде

Обозреватель Rara Avis

— Быть в самом деле сумасшедшей или прикинуться безумной, чтобы проникнуть в ту больницу, где женщин, оказавшихся в беде, «лечили» с помощью угроз и с помощью насилия, — два совершенно разных при кажущемся внешнем сходстве состояния. Вы помните, как именно решали эту двойственность, рисуя Нелли Блай и прочих пациенток Блэквелл-Айленд?

Серджио Альгоццино

Художник, автор комиксов

— О, это стало результатом долгих исследований. Хотя мой стиль рисунка достаточно лаконичен и многое из того, что «изучаю», я в итоге даже не переношу на бумагу, все эти «раскопки» и погружения мне просто необходимы, чтобы осознать мизансцену и придать правдоподобие тому, что увидит читатель.


Вера Бройде

Обозреватель Rara Avis

— Представьте, что у вас возникла вдруг возможность — вот так же, как у выдуманной Мириам, спросить саму мисс Блай о чём-нибудь во время интервью: за чашкой чая или, может быть, гуляя с ней по старому Нью-Йорку. О чём бы вы тогда её спросили?


Лучана Чимино

Журналистка, сценаристка и писательница

— Я бы непременно спросила у Нелли о том, как она преодолевала страх, наверняка возникавший у неё в какие-то отчаянные минуты. Потому что этот страх знаком каждому. Во всяком случае, мне он хорошо знаком. А ещё спросила бы её о том, скучала ли она, когда оставила журналистику, по своей репортерской жизни. Потому что в большинстве случаев эта жизнь является... или, по крайней мере, должна являться призванием.

Серджио Альгоццино

Художник, автор комиксов

— И я, я тоже бы первым делом спросил Нелли о том, скучала ли она по своей журналистской работе.


Иллюстрация из книги Л. Чимино «Нелли Блай — леди Сенсация»


Вера Бройде

Обозреватель Rara Avis

— Как повлиял на ваш рисунок: его цвета́ и линии, отдельные детали, возможно, композицию, возможно, даже замысел, — тот самый образ жизни, который воплощали на экране, в журналах и газетах американские художники XX столетия? Хотелось ли вам быть — вот тут, в своей работе — чуть-чуть американцем?


Серджио Альгоццино

Художник, автор комиксов

— Как я уже сказал, мне для работы над рисованной историей, к которой только собираюсь приступить, обычно требуется время. Мне надо погрузиться в атмосферу, подумать хорошенько обо всём, представить, по какому пути должен идти рисунок. Разумеется, основополагающее значение здесь имеют документы, но нельзя ограничиваться только главной темой: нужно идти дальше, стараться понять, как двигались в то время люди, какие у них были привычки. В случае с Нелли я набросал бесчисленное множество эскизов, попробовал различные техники, цвета, прежде чем удостоверился, что результат совпадает с той визуальной концепцией, которую я создал у себя голове... Хотелось ли мне быть американцем? Да ни за что! Я очень рад быть итальянцем.

Лучана Чимино

Журналистка, сценаристка и писательница

— А я сознаюсь в том, что всегда ищу подходящие фильмы и книги, которые могли бы помочь мне поймать дух времени.


Вера Бройде

Обозреватель Rara Avis

— Ушедшая эпоха, воссозданная вами в этой книге, была, как, вероятно, и другие не только страшно ханжеской, коварной, злой, несправедливой, но также и блистательной, волнующей, загадочной, игривой. Как вы считаете, осталось ли нам что-нибудь в наследство от неё?


Лучана Чимино

Журналистка, сценаристка и писательница

— Не только журналистика — такая вот, какой мы её знаем в наши дни, но также визуальная культура и массовый туризм: многое зарождалось в ту эпоху. Шли первые бои за всеобщее избирательное право, за права работников и работниц. Люди пересели в автомобили. Открыли для себя кино. А закончилось всё Первой мировой войной. Это фундаментальный период для понимания эволюции всего XX века. И Нелли Блай была его ключевой героиней. Она не только рассказала нам об этой эпохе, но и стала одним из её символов.

Анастасия Строкина

Поэт, детский писатель и переводчик

— Мне эта эпоха представляется такой далёкой и такой очаровательной. Я люблю рисовать костюмы, особенно конца XIX — начала XX веков. Возможно, они мне особенно интересны как раз потому, что, взглянув на фотографии того периода, можно увидеть вполне конкретные лица, места и предметы... Однако Лучана, конечно, права — это была эпоха великих перемен, определивших наше время, и Нелли Блай была частью той исторической трансформации: как технологической, так и культурной.


Иллюстрация из книги Л. Чимино «Нелли Блай — леди Сенсация»


Вера Бройде

Обозреватель Rara Avis

— История, рассказанная вами, касается не только Нелли Блай, не только Мириам, не только первых женщин-журналисток. Она затрагивает всех, кто размышляет о свободе: её границах и последствиях, тяжёлом грузе, власти, боли, преимуществах. А можно ли, работая вдвоём, при этом быть свободными? Или один: художник или автор текста, — всегда другим руководит и заставляет следовать за ним?


Лучана Чимино

Журналистка, сценаристка и писательница

— Думаю, наша история универсальна. Вы правы, она касается не только женщин. Именно поэтому мы с Серджио озаботились тем, чтобы она была доступна, была любопытна всем: и молодым, и даже очень юным людям. Что касается работы в паре, то здесь важно иметь общий культурный багаж и общее видение. Сейчас, оглядываясь назад, я считаю, что выполнять эту работу в четыре руки именно с Серджио было очень легко: у нас было и то, и другое. Нам очень повезло! И Нелли мы себе представляли абсолютно одинаково.

Серджио Альгоццино

Художник, автор комиксов

— Да, это правда! Хотя обычно я сам пишу истории, которые рисую, и когда, как в этот раз, случается следовать за поворотами сюжета, написанного кем-то ещё, остаётся только «стать с ним одним целым» и попытаться внести в этот союз свой вклад.



Другие материалы автора

Вера Бройде

Эммануэль Мезоннёв: «Нужно начинать с малого»

Вера Бройде

​Шоколадная фабрика Роя

Вера Бройде

Цена консервной банки

Вера Бройде

​One size

Читать по теме

​Когда ты слон, тебе не обидно

Создатели первого русского графического романа об инклюзии Владимир Рудак и художник Лена Ужинова рассказали Rara Avis о том, как придумали танцующего слона и кому нужна толстая кожа.

17.04.2017 Тексты / Интервью

​Уго Пратт. Человек «вступительного экзамена»

Историк, литературовед и друг итальянского художника-комиксиста Уго Пратта Мишель Пьер приехал на фестиваль «КомМиссия», где и рассказал Rara Avis о том, как создавался легендарный графический роман «Корто Мальтезе».

01.08.2017 Тексты / Интервью

​Бодуэн: «Я понимаю, как работает поэзия»

Французский художник-комиксист Эдмон Бодуэн — о своем графическом романе «Пьеро», поэзии, инопланетянах и детстве.

01.11.2018 Тексты / Интервью

​У бури женский род

Про Нелли Блай, одну из первых женщин-журналисток, и графический роман о ней пишет обозреватель Rara Avis Вера Бройде.

20.01.2022 Тексты / Рецензии