Анна, Франц и француз
Текст: Жаннат Идрисова
Фотография: с сайта kinopoisk.ru
Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о трагическом любовном треугольнике в новой драме Франсуа Озона.
Недавно вышедшая в прокат картина Франсуа Озона «Франц» из разряда неспешных и при этом нескучных. Мэтр создал отраду для эстетов и одновременно гимн пацифизму, крайне необходимый сегодня, когда тема Третьей мировой так или иначе будоражит наши умы. Его фильм главным образом о том, что война, как это ни банально звучит, не завершается с последним выстрелом. Она, к несчастью, очень долго не заканчивается.
1919 год. В немецком городке Кведлинбурге недавно отгремевшая Первая мировая напоминает о себе кладбищенскими обелисками с фотографиями совсем молодых мужчин, не вернувшихся с войны, скорбными лицами престарелых родителей, потерявших своих сыновей.
Одна из молодых жительниц Кведлинбурга, Анна (Паула Бир), почти каждый день приходит к могиле погибшего в бою жениха Франца Хоффмайстера. Могила весьма условна, поскольку тела в ней нет — жених покоится где-то во Франции, в общем захоронении, однако для девушки это не имеет особого значения. Анне хочется верить в то, что возлюбленный рядом, и она ведет себя так, словно городское кладбище — действительно последнее пристанище любимого: ухаживает за надгробьем, приносит свежие цветы. Однажды она обнаруживает на могильном холмике чужой букет и узнает от смотрителя, что это дар какого-то француза, приходившего сюда на днях.
Слово «француз» в городке практически ругательное, и это неудивительно, учитывая, что Германия и Франция в Первую мировую были противниками. Но Анна тяготеет к французской культуре, а ее погибший жених учился в Париже, потому весть о незнакомце из Франции вызывает в ней не гнев, а скорее, удивление. Вскоре она знакомится с человеком, почтившем память Франца, — им оказывается молодой парижанин Адриен Ривуар (Пьер Нинэ), который, по его словам, дружил с молодым Хоффмайстером в годы учебы.
Адриен привлекателен, умен и деликатен, он быстро завоевывает расположение Анны и родителей Франца, у которых девушка живет. Все вроде бы так хорошо, что можно было бы даже заскучать, однако Озон, этого не допускает. Зрителю предстоит поломать голову над тем, почему Адриен порой мучительно бледнеет и даже лишается чувств при звуке имени погибшего друга, что он скрывает, а еще необходимо уловить закономерность, согласно которой стильные, но сумрачные черно-белые кадры ненадолго сменяются жизнерадостно-цветными. Озон, мастер провокаций, водит нас от догадки к догадке, и даже самые искушенные киноманы вряд ли сразу поймут, в чем тут дело. На первый взгляд, Анна, Адриен и покойный Франц становятся участниками странного любовного треугольника, и это правда, но лишь отчасти. На самом деле все куда сложнее.
Дело в том, что режиссер, тонкий психолог, безупречно играет с такими человеческими качествами, как трусость (к ней можно приравнять и подсознательную боязнь правды), гордыня (стремление принимать решение за других, распоряжаясь чужими судьбами), слабость (нежелание жить). И таким образом будто бы выбрасывает зрителя из кинопространства в реальность, где невозможно ни в чем разобраться, потому что чужая душа — потемки. Наверняка не случайно в определенный момент съемка оператора Паскаля Марти становится такой, словно «Франц» — не игровой, а документальный фильм.
Продолжая тему психологических нюансов: трудно пройти мимо эпизода, когда встречаются две молодые особы — Анна и подруга Адриена Фанни (Элис де Ланкесэ). Последняя, опасаясь, что Анна похитит у нее мужчину, отдает потенциальной сопернице самое дорогое, что может подарить женщина женщине в послевоенные годы — красивое праздничное платье. (К слову, об одежде: режиссер и здесь не изменяет своей традиции подчеркивать костюмом не только характеры героев, но и дух эпохи). Так вот, этот жест и последующий рассказ Фанни о погибшем на фронте брате Франсуа можно сравнить с противотанковыми «ежами», потому что понятно: так девушка пытается защитить свою любовь.
Война, окончания которой так ждали, завершилась, и в то же время она продолжается, словно говорит нам автор. Она затаилась в обоюдной ненависти рядовых французов и немцев, в боли бывших солдат, которых терзают муки совести. Отголоски войны наносят раны встречами, после которых жить трудно, даже невозможно. Чем можно спастись? Любовью, которая есть свет и благо, во имя которой можно иногда пожертвовать истиной.
У этого фильма потрясающий финал. Он очень светлый, жизнеутверждающий. Его можно было бы назвать хеппи-эндом, если бы не одно «но»: он дан в цвете, а всякая живописная картинка в ленте воспроизводит иллюзию, мечту. Франсуа Озон здесь, кажется, балансирует на грани, предоставляя каждому зрителю право сделать свой выбор.
По мне, невозможно скатываться в прекраснодушие и говорить, что все закончилось хорошо. Потому что война длится долго. Нужно покончить с ней и противостоять попыткам снова устроить кровавую бойню. Любовь нам в помощь.