Дворянин в дуэлянтстве
Текст: Жаннат Идрисова
Фотография: с сайта kinopoisk.ru
Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о том, как в драме режиссера Алексея Мизгирева определяют цвет крови.
«Дуэлянта» Алексея Мизгирева еще до выхода в прокат расхвалили так, что первые негативные отзывы многими расценивались как шутка или дополнительная изощренная реклама. На самом деле фильм действительно не столь безупречен, как ожидалось, однако даже шероховатости его столь органичны в общей канве, что зрители могут найти смыслы там, где их, казалось бы, нет вовсе.
Петербург, 60-е годы XIX века. Молодой дворянин Петр Яковлев (Петр Федоров), прибывший недавно из Висбадена, держит в напряжении весь высший свет. Он, профессиональный дуэлянт, участвует в поединках, заменяя по договоренности одну из сторон конфликта (подобное якобы допускалось дуэльным кодексом). И, поскольку талант стрелка и опыт у Яковлева идут рука об руку, спустя некоторое время в столице только и говорят, что о застреленных им богатых и влиятельных людях. Герою даже приходится предстать перед неким военным собранием и доказывать, что он имеет право участвовать в дуэлях (по кодексу, дворянину мог бросить вызов только равный по происхождению). Яковлев испытание проходит настолько уверенно и хладнокровно, что даже его противники удовлетворенно кивают головой: «Да, он наш, это видно».
Между тем дворянский титул дуэлянтом утерян несколько лет назад из-за происков высокопоставленных негодяев. Теперь Яковлев намерен защитить свою поруганную честь, смыв оскорбление кровью обидчиков, — иначе никак. Ради этого он, по его собственному точному замечанию, работает убийцей, принимая заказы через партнера, немецкого барона (Мартин Вуттке), получает огромные деньги, не приносящие ни радости, ни душевного равновесия. И уж совсем лишается герой покоя, когда узнает, что уничтожая не причинивших ему вреда партнеров-дуэлянтов, он помогает своему злейшему врагу. Яковлев еще больше ожесточается, еще больше погружается в пучину зла. Не странно ли: восстанавливая когда-то давно запятнанную честь, дуэлянт по крупицам теряет достоинство сегодня. Но этот парадокс вполне объясним: он жертвует собой нынешним, чтобы сберечь себя прошлого, ему это важнее.
Легко оправдать и другой казус. В дуэли, на которой главный герой доказывает свое благородное происхождение, с ним соглашается стреляться человек, который сомневается в происхождении Яковлева, потому что знает: этот человек не тот, за кого себя выдает. Моя версия: соперник выходит на поединок, потому что видит породу Петра, интуитивно чувствует так называемую голубую кровь.
Требует расшифровки также эпизод, немало удививший критиков и зрителей, — интим дуэлянта и юной княжны Тучковой (Юлия Хлынина) среди белого дня в карете. Если вдуматься, ничего странного в этом нет — сцена, которую иначе как спонтанным соитием трудно назвать, с несколько другого ракурса поддерживает тему крови и чести. Кстати, этот условно постельный момент многие называют приветом от «Титаника» Джеймса Кэмерона, с чем трудно поспорить. Замечены также цитаты из других мощных картин (где-то перекличка с «Олдбоем» Пака Чхан Ука, где-то — с «Выжившим» Алехандро Гонсалеса Иньярриту), в чем нет, опять же, ничего предосудительного. Дань уважения шедеврам, мировая практика (кто-нибудь предъявлял претензии тому же «Олдбою» за мотивы из «Сердца ангела» Алана Паркера?)
Что в «Дуэлянте» не требует объяснений и оправданий — это его визуальная составляющая. По красоте картинки, выстроенности кадров (высокий, граничащий с волшебством профессионализм оператора Максима Осадчего) фильм достоин встать в ряд с лучшими в современными лентами зарубежных мэтров, к примеру, с «Джульеттой» Педро Альмодовара. Петербург, киногеничный практически в любой ленте, здесь предстает совершенно особым — узнаваемым, в тоже время непостижимым. Стиль его изображения многие сравнивают с подачей Лондона в «Шерлоке Холмсе» Гая Риччи, однако продюсер фильма Александр Роднянский в одном из интервью заявил, что это не «Холмс», хотя и похоже.
Не стыдно говорить и об игре большинства актеров. Владимир Машков по-прежнему даже в демонической роли вызывает в зале волну вздоха «Красавец!»; Юрий Колокольников, Сергей Гармаш — хороши, жаль только, что мало (герой Колокольникова, бретер Басаргин, по воле авторов прожил недолго). Для Павла Табакова, сыгравшего юного князя Тучкова, это третья серьезная работа в кино, и он справился с ней на отлично. Что касается Петра Федорова, то беззаветно люблю его за красоту, и буду терпеливо ждать от него (уверена, дождусь) более широкого диапазона эмоций. В «Дуэлянте» же он не лучше и не хуже, чем в любом другом своем фильме.
Что важно знать, отправляясь на сеанс: несмотря на полное отсутствие самоиронии, фильм не претендует на историческую точность. Да, было время, герои и антигерои, поединки. Но не существовало четкого дуэльного кодекса, да и великая княгиня Александра Иосифовна в реальности вряд ли изменяла мужу, великому князю Константину Николаевичу — в отличие от своего экранного двойника. Поэтому лучше сразу настроиться на «Дуэлянта» как на красивую легенду, предание о чести, долге, любви.