Врача вызывали?
Текст: Жаннат Идрисова
Фотография: с сайта kinopoisk.ru
Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о вышедшем в прокат фантастическом боевике Скотта Дерриксона «Доктор Стрэндж».
Знаменитый детектив из британского сериала «Шерлок» решил отдохнуть, а вместо себя прислал брата из «Доктора Стрэнджа» — так можно пошутить о новом творении студии Marvel, поскольку главную роль в блокбастере, как и в сериале, исполнил Бенедикт Камбербэтч. Участие харизматичного британского актера — не единственное достоинство фильма, но, пожалуй, основное.
От марвеловского сюжета не ждешь особой оригинальности, он ею и не отличается: путь духовного становления героя, его маршрут из пункта «Обыкновенный» в пункт «Супермен». Однако есть здесь небольшой акцент, меняющий привычную тональность: центральный персонаж уже в самом начале маркирован как сверхчеловек.
Нейрохирург Стивен Стрэндж (это, повторю, нахально-гениальный Бенедикт Камбербэтч) настолько талантлив и профессионален, что буквально вытаскивает людей с того света. Успешно провести сложнейшую операцию — извлечь из мозга раненого пациента застрявшую там пулю? Доктор проделывает это играючи, поддразнивая во время процесса менее одаренных коллег. При этом Стрэнджа никак не упрекнешь в излишней сострадательности: он берется лишь за те случаи, которые представляют для него интерес как для исследователя, все другое отметает с репликой: «Скучно!» Успешный врач-практик и светило медицинской науки не чурается красивой жизни с ее атрибутами — эксклюзивной одеждой, дорогими машинами и часами, светскими вечеринками.
Все меняется в тот миг, когда герой попадает в автокатастрофу. В результате он уже не доктор, а нуждающийся в помощи больной. На профессии можно поставить крест, поскольку его руки, раньше практически творившие чудеса, потеряли подвижность и чувствительность. В тоске, граничащей с депрессией, Стивен размышляет, как ему жить дальше. «В Непал, в Непал!» — такой ответ дает ему судьба в виде бывшего пациента, которого он когда-то не стал лечить, сославшись на безнадежность случая.
Доктор Стрэндж, мечтающий вернуть себе полное здоровье, а с ним и былое мастерство (считайте, могущество), полетит в Катманду, столицу Непала. Там в захолустном уголке он встретит магов высшего пилотажа, противостоящих силам Тьмы, удерживающих равновесие между Добром и Злом. Глава супергероев, Старейшина (андрогинная Тильда Суинтон с обритым наголо черепом), не скрывает от Стивена, что у него есть выбор — исцелиться и вернуться в свой мир, либо остаться, обучиться магии (благо способности к этому есть) и участвовать в защите человечества от нечисти.
Непомерно раздутое эго доктора не позволит ему сразу согласиться на расширение масштаба своих спасательных работ. Кроме того, он усомнится в кристальности намерений Старейшины, и это не случайность: потом отыщется темное пятнышко на ее репутации. Воды на мельницу его недоверия плеснет и Кецилий, персонаж, олицетворяющий силы зла (Мадс Миккельсон завораживает макияжем smoky eyes). Но закончится все так, как должно завершиться.
Наверное, нет ничего удивительного в том, что одно присутствие в кадре Камбербэтча (который здесь ну очень похож на ироничного интеллектуала Холмса), порождает ожидание хороших диалогов и не менее хорошего юмора. Надежды зрителя более чем оправдываются, бонусом он получает легкий стеб над самим жанром кинокомикса (без мыслей об этом невозможно смотреть на манипуляции с плащом-артефактом). Несправедливо было бы умолчать о качественном актерском обрамлении Камбербэтча — Рейчел МакАдамс (играет хирурга Кристину, подругу Стивена), Чиветель Эджиофор (маг Мордо), Бенедикт Вонг (маг-библиотекарь), уже упомянутый Мадс Миккельсон.
Конечно, сложно сказать, каков был бы проект «Доктор Стрэндж», если бы его сняли полтора-два десятка лет назад (идея экранизировать одноименный комикс вынашивалась в Marvel Studios довольно долго). Но можно предположить, что в нем не было бы линии эскапизма, ухода от действительности в фантастический мир, характерной для кинематографа XXI века. Не получилось бы и столь ошеломительных спецэффектов — трюков с конструированием пространства, впервые показанных в «Начале» Кристофера Нолана и выведенных в «Стрэндже» на гораздо более высокий уровень. Вряд ли звучали бы, причем неоднократно, слова о неоднозначности Света и Тьмы, о том, что Добро, случается, торжествует не без поддержки Зла.
Да, и еще о зле и добре. В свете того, что одной из побочных тем фильма стал вопрос убивающего нас времени, можно поразмышлять о том, добро ли это — тратить два часа на картину, в которой нет глубины и художественной ценности. Ответ у каждого будет свой. Мое мнение — точно не зло, потому что меня авторы блокбастера развлекли и отчасти наделили даром пророчества — теперь я, кажется, знаю, какой фильм в 2017-м получит «Оскар» за спецэффекты и компьютерную графику.