18+
23.06.2021 Тексты / Рецензии

​Судьба Изготовителя

Текст: Жаннат Идрисова

Фотография: Кадр из к/ф «Портрет» Билли Минтца.

Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о драме в фильме «Портрет», открывшей фестиваль неигрового кино.

В Москве и еще четырех российских городах в самом разгаре Doker, VII Международный фестиваль документального кино. В этом году, почти таком же непростом, как и предыдущий в плане организации и проведения, он был поддержан министерством культуры России, что радует. Открылся кинофорум лентой «Портрет» канадского режиссера Билли Минтца.

Для российской аудитории этот фильм привлекателен прежде всего тем, что его главный герой, гражданин Канады Роман Лапшин — потомок выходцев из России, точнее из СССР.

Кадр из к/ф «Портрет» Билли Минтца.

Роману 24 года, он красив, обаятелен, в кадре говорит не только на беглом английском, но и на вполне хорошем русском. Вспоминает, что когда-то признавался своему дедушке Владимиру Дворкину в желании стать художником. А тот, сам живописец, эмигрировавший из Советского Союза в Израиль, убеждал, что не нужно этого делать, потому что представители этой профессии «не зарабатывают». Казалось бы, откуда такой пессимизм у человека, чьи работы (мы неоднократно увидим их на экране) не вызывают сомнений в таланте и опыте, у мастера, который сумел своими силами обеспечить родным достойный уровень жизни на чужбине? Завеса семейного секрета, даже тайны, открывается постепенно.

Сначала не совсем понятно, почему встык с монологами Романа, рассказывающего о детстве и дедушке, монтируются кадры интервью с Озом Альмогом, достаточно известным израильским художником, социологом и писателем. Тот откровенничает о своих взглядах, творческих принципах, проектах, наиболее интересный и значимый из которых назывался «И он тоже?» Это была выставка, посетители которой смогли увидеть почти 500 портретов знаменитостей разных поколений, объединенных одним — наличием еврейских корней. Альберт Эйнштейн и Ральф Лорен, Роза Люксембург и Боб Дилан, Стенли Кубрик и Мадлен Олбрайт... Перебирая холсты с их изображениями, Оз вспоминает, как увлеченно работал, организовав процесс по подобию конвейера. Его глаза при этом горят, подчеркивая сильную энергетику личности.

Добавлю, что эта выставка стала резонансной, после первой демонстрации в Еврейском музее Вены в 1999 году она была показана в Тель-Авиве, Берлине, Лондоне, Амстердаме, Будапеште, Белграде и во многих других городах Европы.
И, как уже было сказано выше, шаг за шагом, эпизод за эпизодом приближает нас к горькому открытию: немалую часть портретов для «И он тоже?» написал не кто иной, как Владимир Дворкин. Оставаясь при этом безымянным, «изготовителем» — так называют в мире живописи тех, кто анонимно работает на более именитого коллегу.

Роман делится этой непростой для него историей то непосредственно с нами, повернувшись к камере, то с родственниками в пространстве кадра. Оказывается, дедушка рассказал ее внуку, когда тому было 12 лет. Мальчик вскоре забыл горькое откровение, но с годами, все больше проникаясь темой рода, семьи, он стал вспоминать и суть, и подробности этой драмы. Переживая о тяжелой судьбе предка, герой решает восстановить справедливость. Но как лучше это сделать?

Кадр из к/ф «Портрет» Билли Минтца.


Сначала он советуется с мамой, Асей Лапшиной, дочерью Владимира Дворкина. Потом летит в Израиль, там общается с бабушкой Натальей, дядей Марком, кузиной Валерией. Они согласны с тем, что их близкий человек, которого сейчас нет в живых, был бы рад, если бы его авторство было оглашено. Но разве такое возможно? «Я хочу поехать к Озу, поговорить с ним», — твердит Роман, тем самым пугая родных. Ведь Альмог богат, знаменит, стало быть, влиятелен. Кто знает, как он отреагирует на эти попытки вытащить из глубины лет правду? Да и что есть истина? А разве ложь то, что Дворкин добровольно пошел на эту сделку и долгие годы получал за свою работу хорошие деньги? «Мне неприятна эта история, мне больно, — плачет Валерия. — Он пожертвовал своим именем ради нас».

Состоится ли встреча, если да, то как она произойдет? Это, право, стоит увидеть своими глазами и сделать собственные выводы. «Портрет» — фильм настолько же замечательный, насколько и многогранный, и сложный, прежде всего в плане этики. Оз похож на чудовище и манипулятора, но отменяет ли это его талант и харизму? Роман тонок, чувствителен, справедлив, однако не слишком ли много у него метаний и того, что российский человек именует «душностью»?

Картина заставляет задуматься о нелегкой судьбе представителей старшего поколения, порой вынужденных ради продолжения рода стать «невидимками», отдать имя и славу другим. Это тоже своего рода портрет, кинематографический, точнее целая галерея: Роман, Оз, Ася, Наталья... А все вместе они складываются в описание человека, который смотрит со своих полотен умными и очень печальными глазами, — Владимира Дворкина.

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

​Лекарство против смерти

Жаннат Идрисова

Ангел и красивое зло

Жаннат Идрисова

​Анна, Мальборо и служанка

Жаннат Идрисова

​И маньяки любить умеют