18+
15.07.2016 Тексты / Статьи

​Soundscape. Диалог с лесом

Текст: Татьяна Печегина

Фотография: Instagram / igoryandolote

С 8 по 10 июля прошел первый Фестиваль объемного звука Soundscape, обозреватель Rara Avis Татьяна Печегина делится впечатлениями.

Вначале было слово?

Нет, конечно. Вначале был звук. Хотя... в самом начале — точно был ритм. «Все женщины знают, что ритм, как солнце, а мы вокруг него, как планеты», — если следовать гуру русского рока БГ. Так вот, на первом экспериментальном фестивале Soundscape, который проходил в арт-парке Никола-Ленивец в Калужской области, звук и ритм диктовали абсолютно все, включая образ жизни.

Если следовать строгим определениям, саундскейпом обычно называется набор случайных звуков, передающих атмосферу определенной игры, создающих у слушателя эффект погружения в среду. Исследователи этого явления, отталкиваясь от идеи Джона Кейджа о том, что весь мир — композиция, изучают сами звуки, отношение людей к ним и рассматривают варианты изменения акустической среды для человека. Забегая сильно вперед, скажу, что погрузиться в мир ирреальной игры под названием «Волшебный лес» — однозначно удалось. И такие погружения стоит регулярно практиковать — как минимум тем, кто не может полноценно существовать, не напитываясь новым — в искусстве, познании себя (потому что фестиваль стал еще и погружением в свой внутренний мир), жизни вообще.

Итак, день первый, подготовительный. Поздний вечер. Прибытие и заселение. Новость о том, что до непосредственной зоны фестиваля — пять километров лесом и полями. Тот еще квест (хотя, что-то, определенно, значит это удаленное проживание музыкантов, организаторов и прессы. Пять километров поля, леса, птиц, отдаленных звуков музыки, странных, вырастающих внезапно перед глазами из-за деревьев сооружений. Это «жжж» — точно неспроста!).

Кофе в баре арт-хостела «Казарма» — вареный, настоящий — счастье, счастье! Первые знакомства. Первые, уходящие в ночь, разговоры, в которых жизненные проблемы перемешиваются с высоким искусством, а «русский народный» язык с консерваторской терминологией, музыка — со скульптурой, а личные истории — с рассказами о приглашении на легендарный фестиваль Burning man.

Утро второго дня. Хохот на верхней террасе. «У нас сейчас саунд-чек, давайте разбудим кого-нибудь адекватного!». Желтые плюшевые девочки-мишки в зеленых кедах, гуляющие внизу на травке — я еще сплю? Нет, это просто фестиваль, детка! Фестиваль, вхождение в который началось именно с этой ночи и этого раннего пробуждения — то ли от смеха соседей, то ли от того, что на таком воздухе просто невозможно «заспаться».

...пространство, где хочется потеряться и ходить за музыкой, искать ее, не понимая, куда она выведет

Ждет ли кто-то комфортабельных апартаментов, скажем, от Грушинского фестиваля? Вряд ли. Зато от него (прежнего!) ждут другого — запаха трав и деревьев, ночных костров, музыки, друзей, полета. С дополнением в виде ландшафтных сюрпризов и экспериментального, высокотехнологичного саунд-арта того же можно и нужно было ждать от Soundscape.

Ощущение и настроение менялось сильно — от недоумения до полного погружения в среду и осознания волшебства и силы места. Вот ты идешь по лесу — и внезапно перед тобой появляются поляны и вырастают странные сооружения — арт-объекты, вписанные в природный ландшафт. А потом в перспективе очередной лесной тропы воздвигается «Портал» — гигантская деревянная арка-мост, дверь между мирами — лесом, говорящим только природными голосами, и лесом, озвученным высокотехнологичными музыкальными инсталляциями. Проходишь насквозь и встречаешься со звучащей природой, которая общается с тобой на понятном только вам двоим (ладно, еще авторам звуковой инсталляции!) языке.

Все основные площадки фестиваля — «Портал», «Тропа Мебиуса» и «Поляна Лабиринтов»— это места, где пространство само говорит с человеком. Говорит особым языком, созданным музыкантами-экспериментаторами специально под конкретный ландшафт. Возможно, поэтому и раскрывался этот язык для каждого по-своему. Для меня вход в «Портал стал началом магии. Уже ожидаемой, надо сказать.

А чуть позже говорящий лес привел на закрученную знаком бесконечности «Тропу Мебиуса», прохождение которой стало непредусмотренным даже организаторами фестиваля испытанием из-за недавнего дождя. И пусть полноценно и длительно прозвучать «Тропе» помешали технические неполадки (погода, первый, экспериментальный фестиваль...) — «поход мышек за флейтистом» состоялся. С той разницей, что вывела музыка не к реке и гибели (аве!), а в практически сакральное пространство — к уникальной природной звуковой чаше — «Поляне Лабиринтов», в которой звук, отражаясь от деревьев, преображается в объёмную субстанцию. На «Поляне» и состоялась кульминация в виде вечернего концерта.

...повод приехать на Soundscape через год — встреченный только здесь синтез изначальности, воздуха и природных энергий с ультрасовременными технологиями и поисками музыкантов-новаторов

Но пока идет саунд-чек на «Поляне», можно вернуться бродить на тропу. В пространство, где хочется потеряться и ходить за музыкой, искать ее, не понимая, куда она выведет. И даже страх заблудиться и не успеть услышать, почувствовать, понять что-то очень важное и интересное, воспринимается, как должное. Ты уже почти бежишь, и во время этой гонки по пересеченной местности начинается дождь. Хорошо, что с тропы сбиться практически нереально, а то бы... Правда, «убедиться, что земля поката», все-таки, пришлось. Перепад высот — почти 40 метров.

Тропа снова выводит в природную чашу зелени и звука «Поляны Лабиринтов» — на этот раз, надолго. Сидишь на траве в самом центре, видишь, что даже облака собрались чашей, оставив в центре круг ослепительно яркого неба, и чувствуешь, как вокруг тебя закручивается пространство, а из земли и камня, на который опираешься спиной, течет в тебя первородная энергия. И это еще один повод приехать на Soundscape через год — встреченный только здесь синтез изначальности, воздуха и природных энергий с ультрасовременными технологиями и поисками музыкантов-новаторов, кто-то из которых уже признан, а кто-то только раскрывается для слушателя. Синтез мобильного, живого, постоянно движущегося и развивающегося с незыблемым и вечным. Хотя, чтобы снять излишний пафос, нужно сказать и о том, что, пока наслаждаешься «вливанием» первозданной энергии, влиться может не только она. Мокрая после дождя трава сделала-таки свое дело, промочив одежду!

Неудивительно, что в такой обстановке обостряется всё природное и изначальное в человеке — инстинкты, чувства, эмоции. Поэтому неудивительно и то, что одним из музыкальных открытий фестиваля для меня стала группа Olox — проект якутской певицы Зарины Копыриной. Музыканты открыто декларируют со сцены — «технологии во спасение и сохранение природы!» — и эта концепция имеет четкое отражение в их музыке, где изначальная, первобытная, шаманская движущая сила ритма, голоса птиц и прямое общение с природой сочетаются с этническими мотивами и современным электронным звучанием. Знаете, когда, вернувшись с фестиваля, начинаешь искать в Интернете записи только что услышанного коллектива, — это что-то да значит.

А бывает еще и так: разговариваешь о чем-то незначительном с девушкой-соседкой в хостеле днем — а вечером она выходит на сцену «Поляны Лабиринтов» и оказывается буквальной «реинкарнацией» Бетт Гиббонс из группы Portishead. И застываешь в изумлении, вслушиваясь в странные гармонии и ритмы трип-хопа White Slaver и полурыдающий-полусрывающийся голос Ивы Туевской, под трансовые звуки которого лазер раз за разом выписывает на небе огромную бесконечную спираль.

На Soundscape приехали именно те музыканты, кто настроен на постоянный поиск и хотел попробовать себя в многоканальном звучании

И было еще третье потрясение — скрипачка Ася Соршнева с проектом iCQ-project ensemble, озвучившая две из трех концертных площадок фестиваля («Портал» и «Поляну Лабиринтов») произведениями авангардной академической музыки Стива Райха, Филипа Гласса и Валентина Сильвестрова.

На Soundscape приехали именно те музыканты, кто настроен на постоянный поиск и хотел попробовать себя в многоканальном звучании, — в России больше нигде (по словам организаторов) с таким звуком не экспериментируют. И достойных желающих было такое количество, что программу live-выступлений на «Поляне Лабиринтов» пришлось продолжить утром третьего дня фестиваля.

Конечно, не все прошло гладко и не все сложилось именно так, как хотелось — и приехавшим гостям, и организаторам. С перебоями работала «Тропа Мебиуса», на которой, вопреки анонсам, почти не было live-выступлений. Подвела погода. Подвело здоровье — из-за болезни одного из музыкантов не состоялась обещанная презентация проекта интуитивной музыки zerolines.

Но общего впечатления это испортить не смогло.

Потому что... Как передать словами изменение цвета мокрой от только что пролившегося дождя травы — под выходящим и заходящим за тучи солнцем? Описать запах влажной земли, клевера и десятков других цветов, названий которых мы, жители мегаполиса даже не знаем. Объяснить, что за умными словами «эмбиент, звучащий на «Портале» скрывается волшебный музыкальный лес? И как понять — желательно до отъезда — что вместо того, чтобы стоять в поле и пытаться описать это всё в блокноте, нужно просто лечь в эту самую траву?

Безусловно, каждый человек рождает в своей голове и ассоциирует с окружающим миром то, что происходит у него в душе в данный момент. Это внутреннее пробуждается и высвобождается, благодаря действию озвученного пространства — в случае с Soundscape. Так уж случилось, что у автора текста в настоящий момент ключевым стало слово «магия».

Олег Мардер

музыкальный куратор фестиваля

Основная идея фестиваля Soundscape — соединить три столпа: технологии звука, музыку — начиная с музыки XX века, когда становились идеи многоканальности, донесения звука до слушателя — и уникального природного ландшафта, где звук может распространяться естественным образом. Мы выбрали Никола-Ленивец, потому что это место позволяет объединить все три составляющие. Идея фестиваля принадлежит нескольким людям — директору арт-парка Олегу Гончарову, Дмитрию Каленику, который отвечает за техническую часть, и мне.

Фестиваль экспериментальный, первый, и музыка здесь тоже звучит экспериментальная — музыкальный авангард, современная классика XX века, электроника. На основную концертную площадку, «Поляну Лабиринтов», мы поставили одну из лучших систем объемного звука, которую можно сейчас найти в России, — Function One. Саунд-инсталляции для «Портала» и «Тропы Мебиуса» специально написаны замечательными молодыми музыкантами: Дмитрием Евграфовым и Jan Amit, они приезжали сюда, вдохновлялись местом, писали музыку непосредственно здесь и под конкретный ландшафт.

У нас очень много планов на будущее — и по поводу фестиваля в следующем году, и в этом году в Никола-Ленивце, также планируем выход в городскую среду в Москве.

Другие материалы автора

Татьяна Печегина

​18 лет танца босыми на крови