Пять фильмов о Рождестве — от философии до иронического триллера
Текст: Жаннат Идрисова
Фотографии с сайта kinopoisk.ru
Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о елках зеленых, финских оленеводах, прекрасных принцах и Рождестве.
Чем обычно оборачиваются попытки найти в интернете лучшие рождественские киноистории? Поисковик в ответ на запрос выдает названия фильмов, созданных, преимущественно, в 90-е годы прошлого века или в начале наших нулевых. «Один дома», «Реальная любовь» и другие — полный список занял бы не одну страницу.
А между тем немало интересных картин на эту тему было снято и в последние годы. Вот пятерка наиболее интересных — по версии Rara Avis. В них традиционно звучит тема рождественского чуда и всего, что с ним связано. Только поданы эти праздничные «блюда» под разными «соусами». Итак, пробуем!
«Елки», 2010 год, Россия
Режиссеры — Тимур Бекмамбетов (он же автор сценария и продюсер), Александр Войтинский, Дмитрий Киселёв, Александр Андрющенко, Ярослав Чеважевский, Игнас Йонинас. В главных ролях — Алина Булынко, Сережа Походаев.
Фотография с сайта kinopoisk.ru
О чем: «Елки» — это первый российский новогодний киноальманах, состоящий из 9 связанных между собой новелл, действие которых происходит 31 декабря в 11 российских городах.
Центр событий — калининградский детский дом, юная воспитанница которого, девочка по имени Варя, попадает в более чем неприятную историю. Варя в запальчивости говорит другим ребятам, что ее родной папа — это никто иной, как президент России. Недружественная девочке часть коллектива ликует: «А теперь докажи, что сказала правду! Попроси папочку, чтобы в новогоднем поздравлении по телевизору он сказал: мол, на Деда Мороза надейся, а сам не плошай!»
Варя хочет сбежать из детдома в ночь морозную, потому что родство между ней и главой государства лишь в рамках постулата «все люди братья». На ее счастье, друг Вова решает доказать, что он — настоящий друг. И у него это получается. Благодаря Вове, добрые люди в разных городах нашей, не побоюсь этого слова, необъятной Родины, делают все возможное, чтобы помочь Варе.
Почему стоит смотреть: Поскольку «Елки» — наш, родной продукт, его нельзя назвать в чистом виде рождественским, аналогичным зарубежным. Он, скорее, новогодний. Однако при этом чуда — и обычного, и немного сказочного — в нем достаточно. Стоит отметить, что позже были сняты «Елки-2», «Елки-3» и «Елки-1914», но именно первый фильм полюбился зрителям больше всего. Этому способствовали занимательность сюжета (к слову, Тимур Бекмамбетов, работая над сценарием, собирал занимательные истории по всей стране, каждый мог присылать свой жизненный анекдот на сайт проекта «Елки»), участие телезвезд (Иван Ургант, Сергей Светлаков, Вера Брежнева, Никита Пресняков), а также добротная актерская работа Сергея Гармаша, Марии Порошиной, Артура Смольянинова.
Да и как тут не растрогаться, елки зеленые, если даже президент страны способен услышать и исполнить смешную просьбу простой девчонки!
«Потерянное Рождество», 2011 год, Великобритания
Режиссер — Джон Хэй. Авторы сценария — Джон Хэй, Дэвид Логан. В главных ролях — Ларри Миллс, Эдди Иззард.
Фотография с сайта kinopoisk.ru
О чем: Манчестерский подросток Ричард по прозвищу Гус прямо под Рождество теряет обоих родителей: папа и мама погибают в автокатастрофе. После трагедии Гус живет с бабушкой, но фактически предоставлен сам себе. Он начинает воровать, тем самым зарабатывая себе на жизнь. Все так и продолжалось бы — мальчик катился бы по наклонной плоскости прямиком в большой преступный мир, если бы...
Если бы не его встреча с таинственным мужчиной по имени Энтони, обладающим уникальной способностью: прикоснувшись к любому человеку, определить, что именно тот потерял и как можно ему помочь. Благодаря Энтони совершается настоящее рождественское чудо и минорная тональность фильма меняется на вполне оптимистичную.
Почему стоит смотреть: Этот фильм серьезный, без преувеличения, философский. При этом он не утяжелен витиеватыми посылами. Твори добро, не лги, помни, что каждый твой плохой поступок может поломать жизни десяткам ни в чем неповинных людей — вот о чем доступно и оригинально рассказывается с киноэкрана.
Очень интересна развязка, которая мне чем-то напомнила повороты «Сердца Ангела» Алана Паркера. Тот, кто собирается смотреть «Потерянное Рождество» впервые, будет удивлен. Напомню, способность удивлять — один из главных признаков отличного фильма.
«Принцесса на Рождество», 2011 год, США
Режиссер — Майкл Дамиан. Авторы сценария — Майкл Дамиан, Джанин Дамиан. В главных ролях —Кэти МакГрат, Сэм Юэн, Роджер Мур.
Фотография с сайта kinopoisk.ru
О чем: Молодая продавщица антиквариата Джулс Дэйли красива, талантлива и, самое главное, добра. После гибели в автокатастрофе сестры и зятя она оформила опекунство над их детьми — 13-летним Майло и 7-летней Мэдди и старается по мере возможности заменить племянникам родителей.
Незадолго до Рождества жизнь начинает особо изощрённо испытывать девушку на прочность. Увольнение с работы, поломка машины, проблемы с деньгами... Казалось бы, светлый праздник маленькая семья проведет в печали, однако та же самая жизнь распоряжается иначе. К Джулс приходит весьма импозантный мужчина, который представляется дворецким герцога Каслберри — свёкра ее погибшей сестры и, соответственно, дедушки племянников. (Думается, российскому зрителю дворецкий будет особенно мил — из-за его некоторого сходства со Штирлицем, то есть Вячеславом Тихоновым).
Визитер передает Джулс приглашение герцога провести рождественские каникулы с детьми в замке, Каслберрихолле. Девушка, памятуя, что Каслберри не очень хорошо относился к ее сестре, считал ее безродной простолюдинкой, недостойной его сына, сначала возмущенно отказывается. Но в итоге приглашение принимается и маленькая компания прибывает в замок. А там — чудеса, подарки... Сюрприз для Джулс — встреча с прекрасным принцем.
Почему стоит смотреть: Красивая романтическая история а-ля «Золушка» будет особенно мила девичьим сердцам. Но и мужчинам ознакомиться не возбраняется, даже предписывается — дабы понять, что проявление лучших чувств ничуть не вредит сильному полу, наоборот, приносит пользу и что семейные ценности являются основой счастья.
Да, и зрители в очередной раз поймут: ничего не бывает просто так, что завидный жених — награда не только за красивые глаза, но за добрый нрав и таланты. Научись, к примеру, печь вкусный десерт, чинить старинные часы, заряжать огромный дворец атмосферой праздника — и принц у тебя в кармане. А в этом фильме, я вам скажу, такой принц... Просто мечта.
«Санта на продажу», 2010 год, Финляндия, Норвегия, Швеция, Франция
Режиссер, автор сценария — Ялмари Хеландер. В главных ролях — Йорма Томмила, Онни Томмила.
Фотография с сайта kinopoisk.ru
О чем: В финской Лапландии на одной из сопок американская компания во время буровых работ обнаруживает на большой глубине двадцатиметровый слой опилок, а под ним — еще более толстый слой льда. Разговоры рабочих о том, что сопка на самом деле является гигантским погребальным курганом, подслушивает любопытный мальчик Пиетари, сын оленевода Рауно. Он тут же делится с другом Юусо догадкой: там, в кургане, спит вечным сном Санта-Клаус, который, как пишут в старых книжках, наказывает непослушных детей! Юусо сомневается, однако дальнейшие события покажут, что Пиетари способен претендовать на роль финского Шерлока Холмса, а также Супермена, Бэтмена, Человека-Паука (список можете продолжить самостоятельно).
В сюжете начнут фигурировать убитые олени, голый старик с безумными глазами, толпа других таких же старцев... Взрослые финские мужчины будут метаться с вопросами: «Что это? Как это?» Но мальчик Пиетари во всем разберется. Будьте спокойны.
Почему стоит смотреть: Это очень интересная картина, хотя она, скорее всего, на любителя. Не добрая сказка, а новая интерпретация классической истории о Санте и маленьком мальчике, незло и, в то же время остро высмеивающая современный рождественский культ. Элементы триллера привносят в «Санту на продажу» изрядную долю комизма — учитывая, что предметом обсуждения является волшебник, ассоциирующийся, в основном, с добрыми мотивами. Особенно забавны эпизоды, где Пиетари начинает спасать мир — в пределах своих родных мест, разумеется. А финал — так вообще обхохочешься.
«Нянька на Рождество», 2010 год, США
Режиссер — Майкл Фейфер. Авторы сценария — Майкл Киминера, Ричард Гнолфо, Джеффри Шенк. В главных ролях — Эммануэль Вожье, Ричард Рукколо, Синтия Гибб.
Фотография с сайта kinopoisk.ru
О чем: Опять же, незадолго до рождественских торжеств Али Лидс, молодая руководительница рекламного отдела, теряет перспективную работу. С одной стороны, ей везет — она быстро находит новое место, таким образом, снимает проблему выплат по ипотеке. С другой, удача эта, на ее взгляд, условна, потому что устроилась она не на желанную должность рекламного специалиста, а... няни. Теперь ее обязанность — присматривать за детьми руководительницы другой рекламной фирмы.
Да, контакт с двумя милыми детьми быстро налажен, зарплата высокая, и вроде бы можно примириться с новым положением, но полному принятию ситуации мешают два обстоятельства. Первое: очень хочется заниматься любимым делом, профессией, которой отдала не один год. Второе: неловко признаться симпатичному новому знакомому, который вот-вот получит статус возлюбленного, что ты — просто няня. Что делать? Рождество решит все проблемы, а как же иначе?
Почему стоит смотреть: Добрый фильм для семейного просмотра. Казалось бы, о прописных истинах: главное в жизни — это твои близкие, правда лучше лжи, твои человеческие качества ценнее статуса и так далее. Но об этом стоит напоминать почаще, поскольку в суете дней мы часто упускаем эти важные правила из виду. А еще «Нянька на Рождество» учит прощать и корректировать свои идеальные железобетонные правила, если они бьют по судьбам людей — не идеальных, но очень хороших.