5 лучших детективных фильмов 2014 года
Текст Анастасия Рогова
Фотографии kinopoisk.ru
Классическое расследования на новый лад по версии Rara Avis.
Детектив, как таковой, в кино существовать фактически перестал: зачастую жанр смешивается с хоррором, триллером или драмой. Детектив в классическом понимании — скрупулезное расследование загадочного преступления, раскрывая которое, сыщик разгадывает загадки, соединяет воедино намеки и зацепки, — пропал из кино вслед за тем, как почти исчез из книг, мутировав в нечто среднее между приключенческим романом и остросюжетной фантастикой (об отечественных так называемых «иронических» и «женских» детективах даже вспоминать не хочется). Словом, знаменитой дедукцией (производная от которой и дала название жанру), когда читатель вслед за автором выстраивает сложную цепочку умозаключений «от частного к целому», и не пахнет. Впрочем, мы попытались отобрать только те фильмы, создатели которых придерживаются форм классического расследования.
Прогулка среди могил
Режиссер: Скотт Фрэнк
Фото с сайта: kinopoisk.ru
Главный герой — бывший полицейский Мэтт Скаддер (Лиам Нисон), подрабатывающий частным сыском. В основном, берется за дела клиентов, не желающих по каким-либо причинам обращаться в полицию. И вот однажды приходит к нему безутешный супруг — его жена пропала, похитители требуют солидный выкуп, а в полицию он пойти не может потому, что сам торгует наркотиками, и на кону его свобода. Пока суд да дело, за свои деньги наркоторговец вместо живой-здоровой супруги получает труп в пластиковом мешке. А Скаддер понимает, что столкнулся не просто с неординарными похитителями, но еще и с маньяками. Так начинается расследование, уводящее все дальше и дальше по кровавому следу безумцев.
Скаддер собирает улики и опрашивает свидетелей. Постепенно накопленная информация складывается в более-менее четкую картину, и Скаддер догадывается, где нужно копать, чтобы дорыться до истины. Собственно, картина, начинающаяся как классический детектив, скатывается в триллер: тут вам и коррупция в госструктурах, и погони-перестрелки, окровавленные трупы на каждом шагу и довольно предсказуемый финал. И хотя вначале за развитием событий и ходом мысли Скаддера следить интересно, под конец банальная развязка и финальное торжество закона кулака разочаровывают.
Сэр Конан Дойл поставил бы фильму троечку, и то — за блестящую игру Лиама Нисона и за попытку режиссера выстроить расследование в четкую логическую цепочку.
Исчезнувшая
Режиссер: Дэвид Финчер
Снимали картину по одноименному роману популярной писательницы Гиллиан Флинн. Она же написала и сценарий, причем предъявив Финчеру жесткое условие: не отступать от сюжета книги ни на шаг. Финчер, разумеется, отступил (иначе не был бы собой), но все-таки не так далеко, как следовало. Поэтому фильм получился сильным, но местами нарочитым («хвост» тянется из романа).
Живет идеальная пара: милейший муж Ник (Бен Аффлек) и успешная, всеми обожаемая жена Эми (Розамунд Пайк). Эми очень популярна среди жителей города — ее родители в свое время выпустили серию детских книг «СуперЭми», главной героиней которых была их дочь. Жизнь хороша, как в рекламном ролике диетических хлопьев. Но внезапно Эми бесследно исчезает из дома, и тут выясняется — далеко не все было прекрасно. Ник оказывается под подозрением: полиция и весь город винят его в убийстве Эми. Чтобы доказать свою невиновность, Нику приходится отыскивать подсказки, которые оставила ему перед исчезновением жена: была у них такая причуда — загадывать друг другу загадки в стихах. Но Нику уже не до игры, ведь от подсказок зависит результат его собственного расследования, свобода и жизнь.
Хоть роман Флинн и относят к детективам, назвать его так нельзя. Это скорее история о психологии брака. Который, по идее писательницы — противостояние между супругами, подчас смертельное. Финчер попытался сделать акцент как раз на детективной стороне: в картине разворачивается два параллельных расследования. Одно ведет, разгадывая загадки, Ник, другое — инспектор полиции. Режиссер запутывает нас ровно настолько, насколько ему позволяет книга, но на самом интересном месте в дело вступает третья сторона: повествование ведет уже сама Эми, что сразу снижает градус интриги. И детектив превращается в семейные разборки, щедро приправленные псевдопсихологией из дамских романов. Сэр Конан Дойл оценил бы идею с записками, но вряд ли проникся образом стервозной СуперЭми — Ирен Адлер была гораздо сложнее и характерней.
Витце
Режиссер Фрэнк ван Мешлен
Фото с сайта: kinopoisk.ru
Бельгийский режиссер Фрэнк ван Мешлен решил снять детектив таким, каким он и должен быть.
Бывший комиссар полиции Витце живет на скромную пенсию и давно отошел от расследований. Тихая, размеренная жизнь одинокого обеспеченного пенсионера. Но судьба решает, что уходить на покой Витце еще рано, и вот уже в дверь комиссара стучит его коллега. Она несет Витце новость: убили дочь его сестры (с последней он не виделся почти три десятка лет). Ошарашенный тем, что у него, оказывается, была племянница, Витце отправляется в полицию посмотреть дело об убийстве. Ему сообщают: девушка стала жертвой серийного маньяка.
Опираясь на богатый опыт, герой сходу подмечает детали, пропущенные инспекторами, и тут же присоединяется к расследованию. Начинается скрупулезный сбор фактов, их тщательный анализ, ведь любой нюанс, скажем, освещение, падающее на автомобиль, может повернуть расследование в другую сторону. Словом, с Витце нашлось бы о чем поговорить самому Шерлоку Холмсу, не раз рассуждавшему о том, как важно различать по цвету пепел от сигар разных марок и применять методы дедукции.
Правда, не в пример своему гениальному предшественнику, Витце ведет расследование еще и в интернете. Но в отличие от всех остальных картин подборки, в этой драме все серьезно: присутствуют детальные описания пыток, которым маньяк подвергал своих жертв, и нет никакой фантастики и навороченных погонь. Витце не играет в «кошки-мышки», он занят серьезным делом — этому пожилому человеку в мешковатом пальто предстоит остановить сумасшедшего, уже нацелившегося на очередную жертву. Главное в картине — интеллектуальное и психологическое противостояние детектива и преступника. Поединок, в котором от первого требуется железная сила воли, умение проигрывать, настойчивость в достижении своей цели и незаурядная смелость.
Прежде, чем я усну
Режиссер: Роуэн Жоффе
Фото с сайта: kinopoisk.ru
Психологический детективный триллер с самым звездным подбором актеров. Николь Кидман, Колин Ферт и Марк Стронг разыгрывают любовный треугольник: муж — жена — врач жены. Жена страдает редкой формой амнезии: каждое утро она просыпается, забывая все, что было в предыдущий день. И вообще ничего о себе не помнит — картина складывается из семейных фотоальбомов, слов мужа и рассказов единственной подруги. Постепенно женщина начинает понимать (амнезия амнезией, а голова работает), что муж какой-то странный, да и слишком идеальная у них получается жизнь. Героиня заводит видеодневник, пытается собрать побольше информации и разгадать загадку своего брака.
Из явных плюсов картины — блестящая игра актеров, из минусов — прозрачная считываемость отгадки и вторичность сюжета в целом. Детективом эту историю можно назвать с большой натяжкой. Но женской аудитории, восторженно вздыхающей при появлении Колина Ферта на экране в любой роли, это не существенно.
Шерлок, 3-й сезон,
Режиссер: Джереми Лавринг и др.
Иллюстрация из книги: Трайб С. Шерлок. Большая книга самого интеллектуального сыщика. — М.: Аст, 2015. — 320 с.
Составляя подборку лучших детективов, нельзя не упомянуть о сериале, фактически вдохнувшем в персонажей Конан Дойла вторую жизнь. Собственно, этот проект и сериалом-то назвать язык не поворачивается — всего три сезона по три серии. Каждая примерно полтора часа по таймингу, со своим законченным сюжетом и качеством, каким может похвастаться не всякий полный метр.
О «Шерлоке» уже столько сказано, поэтому что не напиши, рискуешь повториться. В основу сюжетов сериала легли переработанные рассказы Дойла, а главные роли исполнили Бенедикт Камбербэтч и Мартин Фримен. Благодаря первому асексуальный аскет Шерлок превратился в кумира всех девушек мира, причем толпа фанаток не уменьшилась даже после того, как актер женился. Да и большинство зрителей интересует не тонкая дедукция и блестящие расследования обаятельного сыщика, а его многогранный характер и взаимоотношения с доктором Ватсоном. Кроме того, действие сериала происходит в современном мире, и стильные костюмы обоих частных детективов делают персонажей гораздо ближе к зрителю, чем героев первоисточника. Сложно сказать, узнал бы Конан Дойл в Камбербэтче своего Шерлока Холмса, но зрители более чем довольны.