«Училка»: выстрел вхолостую
Текст: Жаннат Идрисова
Фотография с сайта kinopoisk.ru
В российский кинопрокат вышла школьная драма режиссера Алексея Петрухина.
Фильмы, которые описывают ситуацию «педагог VS ученики», как правило, достойны зрительского внимания, поскольку уже сама тема подразумевает нешуточный конфликт. Разумеется, в основе противостояния должна быть идея. И вот с этим, на мой взгляд, у «Училки» главная проблема. При том, что слоган фильма звучит как «Она приняла решение...», основной посыл его можно передать фразой гангстера Аль Капоне: «Добрым словом и револьвером можно добиться большего, чем одним добрым словом».
Итак, 2014 год, средняя школа в провинциальном городке. В ее обшарпанных стенах мечутся ученики и учителя во главе с руководителем Агнессой Андреевной (Анна Чурина), которая внешностью и манерами больше напоминает старшего администратора салона красоты, нежели директора школы.
Главная героиня — учитель истории Алла Николаевна (Ирина Купченко), педагог с 40-летним стажем. Алла Николаевна не здорова, пьет лекарства (причем недуг, видимо, мешает ей элементарно вымыть голову), почти одинока (мужа нет, а единственная дочь уехала на ПМЖ в Германию), погружена в работу. Работа — это, пожалуй, единственное, что дает ей силы, однако и здесь не все гладко: близится профессиональная аттестация, пройти которую преподавателю-пенсионеру вряд ли удастся.
Фотография с сайта kinopoisk.ru
Плюс к этому, радость от сеяния «разумного, доброго, вечного» весьма условна, потому что нет контакта со школьниками. Например, ученики 11 А — по ее словам, никчемные, ничего не желающие знать создания, с головой ушедшие кто в амурные дела, кто в нелегальный бизнес, кто в кинопроизводство... Куда угодно, только не в поедание гранита науки. Да, а все без исключения они, конечно же, погрязли в забавах с гаджетами. Дети, в свою очередь, историчку презирают за непрезентабельный вид, дочь-«фашистку», принадлежность к поколению, якобы развалившему страну. «Училка» — это пренебрежительное прозвище не бросают ей в лицо, но пишут мелом на доске. Между собой периодически грызутся, выплевывая в воздух как нейтральные подколы, так и политически окрашенные обзывалки вроде слова «укры».
Фотография с сайта kinopoisk.ru
«Все плохо», — словно высечено на морщинистом лбу Аллы Николаевны. Но кто же мог подумать, что в один из дней «плохо» стремительно трансформируется в «хуже некуда»? На очередном уроке, после довольно вялой идеологической перебранки с учениками на тему «Россия в начале 90-х», историчка отбирает у одного из них настоящий пистолет, заряженный боевыми патронами. И отваживается на опасную игру — своего рода квест, который заставляет зрителя отложить попкорн и искать ответы на сверлящие его мозг вопросы. Их много, вопросов. Например, где потомственный педагог научилась так уверенно «ботать по фене», то есть говорить на тюремном жаргоне? Почему учитель с большим опытом не могла найти общего языка с учениками, которые, если разобраться, обычные тинейджеры, в чьих сердцах милосердие тоже нет-нет, да и гостит? Отчего не сумела разглядеть, что они умные, талантливые и могли бы стать хорошей командой (это ее собственные слова)? Догадаться, что могут читать наизусть гумилевского «Жирафа»?
Несмотря на эти и другие нестыковки, за событиями, происходящими в классе, следишь с интересом. Оружие (тоже, кстати, герой фильма) становится не только символом власти и силы, но и тестом на человеческие качества. Оно, волею случая, будет переходить из рук в руки, отсылая к «Повелителю мух» Уильяма Голдинга, где поначалу к закону приравнено правило «Говорит тот, у кого раковина» (в «Училке», соответственно, право голоса у человека с пистолетом). И если бы игра молодых артистов была на высоте, эта часть в фильме была бы самой сильной.
Фотография с сайта kinopoisk.ru
Кстати, в одном из зрительских отзывов было едкое: «Актеров на роли школьников нашли по объявлению». Трудно не согласиться. Даже матерый и талантливый Андрей Мерзликин, исполнивший роль силовика Кадышева, рядом с молодежью невольно снизил класс, выглядел блекло и порой нелепо. Ирина Купченко, конечно, блистала даже в тех эпизодах, где замысел режиссера, казалось бы, не давал ей шансов. Торжество опыта и мастерства — иначе не скажешь. Алиса Гребенщикова была весьма убедительна в образе циничной тележурналистки Аси.
Что в итоге? Довольно приторный хэппи-энд под гитарный перебор и песню «Ветер перемен» из фильма о Мэри Поппинс. Глядя на финальные кадры, в которых вполне органично смотрелся бы лозунг «Мир, дружба, жвачка», трудно отделаться от мысли, что все это благолепие — результат размахивания пистолетом. И от вопроса «А по-другому никак нельзя было?» не отмахнуться. И как-то не верится, что нельзя. Поэтому «Училка» по-настоящему, увы, не выстрелила, хотя это было возможно.