«Лес». Обаяние цинизма
Текст: Валерия Новокрещенова
Фотографии предоставлены МХТ им. А.П. Чехова / Алексей Йоку
Об особенностях обновленного «Леса» Островского в МХТ имени А.П. Чехова пишет обозреватель Rara Avis Валерия Новокрещенова.
Комичный и остроумный «Лес» в постановке Кирилла Серебренникова — спектакль-долгожитель МХТ им. А.П. Чехова, идет на основной сцене с неизменными аншлагами более десяти лет (премьера состоялась в декабре 2004). Однако после ухода из театра актера Юрия Чурсина, игравшего в «Лесе» главную роль, и прихода новой звезды МХТ Александра Молочникова, спектакль абсолютно изменился, приобрел новые интонации и помолодел. Поэтому оценившие «Лес» с Чурсиным должны обязательно пересмотреть и обновленную постановку. К тому же фееричный дуэт: Дмитрия Назарова и Авангарда Леонтьева никуда не делся.
В спектакле существенно снижен градус привычной серебренниковской остроты, почти нет знакомого чувства нависшей угрозы, да и акцент сделан не на социальности, а на людских пороках и слабостях. В новом «Лесе» все отдано на откуп актеру, в спектакле нет холодного привычного серебренниковского расчета. В этом «Лесе» другое «электричество», напряжение достигается благодаря актерской игре. В чертах Алексиса Буланова Александр Молочников совмещает харизму гоголевского Хлестакова, а также цинизм и безволие самовлюбленного молодого человека наших дней.
К тому же «Лес» — абсолютное царство женщин, с нестарающей Гурмыжской во главе (Наталья Тенякова) и ее правой рукой, ключницей-сплетницей Улитой (Евгения Добровольская). Поэтому Алексис, именно так нарекает влюбленная благодетельница Гурмыжская сына своей приятельницы Алексея Буланова, становится безвольным царевичем. Он мечтал об этой роли, поэтому подыгрывает богатой помещице с нескрываемым удовольствием. Дом Гурмыжской в постановке не имение второй половины позапрошлого века, а правительственная дача времен позднего СССР. Безмятежное спокойствие ее обитателей разбавляет знаменитая композиция «Беловежская пуща». Песня звучит как предвестник приближающихся перемен. Хит, связанный не только с эстрадной историей СССР, можно назвать чуть ли не гвоздем постановки. Он исполняется покуплетно то одним Алексисом, то в сопровождении детского хора. К финалу спектакля, как и положено, принц превращается в короля. У Алексиса меняется тембр голоса, услужливая интонация превращается в вопрошающий и надменный тон нового хозяина. В элегантном вечернем костюме и лакированных туфлях Алексис становится солиднее и свысока смотрит на когда-то подсмеивающихся над ним обитателей имения Гурмыжской.
Если раньше «Лес» был спектаклем, в котором все внимание отводилось фигуре Чурсина, задающей гомерически смешной тон всей постановке, то теперь образ главного героя отошел на второй план. Молочникова нельзя упрекнуть в недостатке комизма, роль молодого обольстителя и прохиндея в его исполнении смешна, но его Буланов сильно уступает Буланову Чурсина, поэтому на первый план спектакля выходит звездное актерское трио: Дмитрий Назаров, Авангард Леонтьев и Евгения Добровольская.
Пьеса Островского в режиссерской версии Серебренникова — это тоска по благородству и бескорыстному порыву. Носитель этой идеи — герой Дмитрия Назарова, актер-неудачник Геннадий Несчастливцев. Ему не нужно наследство богатой тетушки-вдовы, которая вновь готовится к свадьбе. Герой Назарова весь спектакль ищет человека с большой буквы. Но Несчастливцев, пожалуй, единственный, кого можно считать типично Серебренниковским героем. Остальные обитатели имения Гурмыжской заняты не высокими поисками, как горе-трагик, а стягиванием спектакля в водевиль. Уже не так резок и агрессивен предприимчивый купец Восьмибратов (Олег Тополянский). Этот персонаж в сегодняшнем «Лесе» не едкая социальная карикатура, а лишь мягкая пародия на беспокойного родителя.
Скитающийся по стране горе-трагик Геннадий Несчастливцев и его друг комик Аркадий Счастливцев (Авангард Леонтьев) решают разыграть перед тетушкой спектакль, представившись совсем не теми, кто они на самом деле. И как же некстати они появляются: заботливая тетушка уже поделила наследство. Но для Несчастливцева любовный переполох в доме Гурмыжской и раздел имущества — только очередной выход на сцену жизни, которая, как известно, куда интереснее и непредсказуемей.