Как Петров шел Гоголем, а кино — в интернете
Текст: Анастасия Рогова
Фотография: с сайта marsme.ru
О том, что было интересного в уходящем 2018 году в кино, рассказывает обозреватель Rara Avis Анастасия Рогова.
Уходящий киногод запомнится не выдающимися полнометражными картинами — авторскими или коммерческими, а настоящим прорывом в российском сериальном кино.
Конечно, были заметные работы — открывал 2018, а заодно и закрывал 2017, блокбастер студии ТРИТЭ «Движение вверх» с Владимиром Машковым в главной роли. Фильм принес сказочную кассу и славу создателям. И спровоцировал прецедент, который может вскоре перерасти в отдельную тенденцию — блогер Евгений Баженов снял видеообзор картины, ставший едва ли не большей сенсацией, чем сам фильм. Обзор посмотрело рекордное количество человек, а сценарист Николай Куликов даже начал оправдываться в фейсбуке, опровергая обвинения в плагиате. Хотя лучше бы он этого не делал. Но что говорить, если даже Никита Михалков после просмотра этого обзора, в видеоинтервью другому популярному ютуберу — Дудю, рассказал про талант Баженова. Иными словами, пока официальная кинокритика переживает не лучшие времена, киноблогеры влияют на умы аудитории. Такие дела.
Среди авторских работ особо интересны три фильма из программы 29-го «Кинотавра» — камерная военная драма Алексея Федорченко «Война Анны», которую обделили призами и прокатом; костюмная драма «История одного назначения» Авдотьи Смирновой, эту картину зрители кинотеатров особо не оценили; и нежная мелодрама Натальи Мещаниновой «Сердце мира». Кстати, по всем трем картинам возникали крупные споры, поэтому сказать, чтобы какая-то из лент была принята безоговорочно, трудно. В этом смысле фильмом года можно считать «Лето» Кирилл Серебренников. Стартовав в Канне, картина о юности Цоя, русском рок-н-ролле и свободе собрала больше всего положительных рецензий как от критиков, так и от простых зрителей уже на родине.
Якутская «Царь-птица», взявшая главный приз ММКФ, в очередной раз подтвердила — в Якутии кино любят и снимать умеют, причем не за гигантские бюджеты. Награда эта говорит и о том, что будущее авторского кинематографа зарыто в регионах, а раскопки уже ведутся и в других областях Руси-матушки, вполне возможно, в 2019 найдется очередной клад. А еще хорошее кино начинают снимать на местах, и Владивосток, продемонстрировавший свою кинематографичность в драме Ольги Зуевой «На районе» — среди хедлайнеров.
Фестиваль «Окно в Европу» открыл черную комедию «Папа, сдохни» и выдвигаемую на Оскар от Белоруссии ретродраму «Хрусталь» молодого режиссера Дарья Жук, картина получила самую позитивную критику.
В кинотеатральном же прокате кроме сборов от продажи билетов на «Движение вверх» особых рекордов не было, за исключением фэнтези «Гоголь». Проект ТВ3 — сериал о Николае Васильевиче, сражающемся с нечистью, выходил в прокат по 2 серии в три приема с перерывами и каждый раз собирал свой производственный бюджет целиком. И потом еще выстрелил в эфире. Теперь осталось понять — это тенденция или случайное попадание в целевую аудиторию. ТВ3 собирается повторить эксперимент с постапокалипсисом «Аванпост», после чего и станется ясно, имеет ли смысл обратный ход — не от фильма к сериалу, как было всегда, а от сериала — к прокату.
Еще три сериальных проекта этого года фактически перевернули индустрию — «Обычная женщина» (Борис Хлебников, ТВ3), «Звоните Дикаприо» (ТНТ-Premier, Жора Крыжовников) и «Домашний арест» (ТНТ-Premier, Семен Слепаков, Петр Буслов). Сериал «Обычная женщина» при всей восторженной критике и впечатляющей актерской работе Анны Михалковой показал довольно средние результаты в рейтингах. Одна из причин — аудитория была не готова смотреть на экране то, что привыкли скачивать из интернета: все-таки целевая аудитория российского телевидения, пусть даже такого передового канала, как ТВ3, отличается от той части российских зрителей, которая смотрит в сети проекты «Нетлификс», «HBO» и т.д. Вторая причина — просчет сценаристов и продюсеров. Сериал, что называется, долго запрягает, и мотивация героини изначально непонятна, плюс все персонажи выглядят людьми занудными и неприятными, если не сказать хуже, которым и сопереживать-то не хочется. Правда, финал картины, меняет все, а до него еще досмотреть надо. Но кто станет терпеть, если так легко кликнуть на пульт и сменить канал?
А вот проекты ТНТ-Premier получили не только положительную критику, но и собрали внушительную аудиторию, и в этом смысле эксперимент с онлайн-платформой можно считать успешным. Правда, технически канал оставляет желать лучшего, но будем надеяться, что в 2019 году авторы дело исправят.
Еще 2018 в шутку называют «годом Александра Петрова»
«Звоните Дикаприо» собрал хвалебные отзывы, однако зрители в своих оценках разделились, потому что всех разочаровал финал. Начинаясь, как комедия, сериал эволюционировал в драму о свинцовых мерзостях русской жизни. Заявленная тема ВИЧ-инфицированных и отношении общества к ним после первых же серий куда-то провалилась, уступив место страстям в духе Санта-Барбары.
В этом смысле «Домашний арест» выглядит намного цельнее и совершеннее драматургически. Наконец-то появился комедийный сериал с оригинальным ненатужным юмором, подающий самую остросоциальную тему — коррупцию в стране — с неожиданной стороны. Говорить языком комедии о страшном, плохом, отвратительном — блестящий ход.
Слепаков, что называется, сломал шаблон, перешагнув из рядов штатных стендаперов в лигу сатириков от кино. Теперь, когда появилась платформа, где можно реализовывать нестандартные проекты, когда интернет-формат становится самостоятельным и конкурентноспособным, вслед за Слепаковым надо ожидать появления и других новых имен — режиссеров, сценаристов, продюсеров. На это же намекает и стартовавший в 2018 году первый российский фестиваль веб-сериалов Realist Web Fest, посвященный онлайн-проектам. Уже есть несколько заметных, их, кстати, можно посмотреть бесплатно на просторах рунета. Тенденция выглядит стойкой и будет только укрепляться.
Еще 2018 в шутку называют «годом Александра Петрова». По подсчетам портала «Кинодата.про» и Сергея Лаврова, Петров стал самым кассовым актером уходящего года. Начав с фильма «Лед», Петров обосновался на большом экране в «Виях», и даже в сериалах умудрился поучаствовать на две стороны — «Звоните Дикаприо» — в онлайн-сегменте, и «Полицейский с Рублевки» на ТНТ в телеэфире. А впереди еще военная драма «Т-34», где он опять же в главной роли едет на танке громить фашистов. При этом Петров издал сборник стихов «Зановородиться» и выпустил одноименное шоу, проехал с туром по стране, открыл ресторан и так далее. Трон Данилы Козловского шатается, а Петрова мы еще увидим в больших проектах-2019. Так что, возможно, кинолицо следующего года опять же будет взирать на зрителя голубыми очами Саши Петрова.
Еще 2018 стал и годом актера Александра Кузнецова. То он рубил врагов топором в «Скифе», то мелькал в двух самых обсуждаемых фильмах — «Лето» и «Кислота». Последний вообще называли ни много, ни мало, как голосом поколения. Появлялся в шумной экранизации романа Алексея Иванова «Ненастье» (Россия 1), короткометражке «Собачатина» по рассказу Захара Прилепина (представлена на «Кинопоиске» в свободном доступе), и триумфаторе фестиваля «Окно в Европу» — «Папа, сдохни». В 2019 заявлен как минимум в одном событийном проекте — «Лучше, чем люди» компании «Среда». Возможно, в индустрии появилась новая кинозвезда — если Кузнецова не перестанут снимать или не сманят легкими деньгами в плохих фильмах.
Наконец, надо напомнить, что 2018 был годом дебютов — на «Кинотавре» впервые устроили отдельный конкурс для дебютных картин, причем некоторые фильмы, например, «Двое» Тимофея Жалнина, оказались куда сильнее, чем часть проектов из основного конкурса. А ведь еще была программа кинофестиваля «Движения» и уже упомянутый выше «Хрусталь», фестиваль «Святая Анна» и так далее.
Даже если по финансовым вливаниям российское кино просядет в 2019 году — не понятно что готовят и кого поддержат Фонд кино и Минкультуры, как не ясно, чего военно-патриотическо-исторического наснимают мэтры, — то дебютанты и якутские авторы все равно всех спасут, в противном случае — у нас есть веб-сериалы и прочий онлайн.