В мире животных
Текст: Жаннат Идрисова
Фотография: с сайта kinopoisk.ru
О чрезмерной крепости родственных объятий в картине режиссера Антони Кордье — обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова.
У стартующей завтра в российском прокате французско-бельгийской лирической комедии «Любовь и прочий зоопарк» интригующий слоган — «Немного безумия никогда не повредит». При просмотре выясняется, что сумасшедшинки в истории поболее, чем немного, однако это нисколько не портит картину, потому что легкие аномалии в итоге уравновешены здравой мыслью.
Молодая путешественница Лаура (Летиция Дош), спешащая к подруге в Биарриц, около одной из железнодорожных станций вдруг зачем-то примыкает к странной группе. Впрочем, у девушки есть причина: она голодна, а в этой компании угощают свежими круассанами. После короткого ланча можно двигаться своей дорогой, но Лаура, повинуясь какому-то внутреннему порыву, следует за этими людьми, более того — вместе с ними приковывает себя наручниками к рельсам. Оказывается, ее новые знакомые — общественники, протестующие против провоза через эту местность радиоактивных отходов.
И вот так на путях, в полубессознательном состоянии, девушку находит Гаспар (Феликс Моати), один из пассажиров экспресса, следующего в Лимож и вынужденного остановиться из-за акции. Выслушав ее рассказ, молодой человек удивляется, а потом, набравшись решимости, предлагает ей сделку: она едет с ним в Лимож в качестве его девушки, знакомится с его семьей, а он за это платит ей определенную сумму. По его словам, ему нужна всего лишь поддержка, потому что он несколько огорчен решением отца жениться во второй раз. Лаура, подумав, соглашается — в самом деле, почему бы не заработать столь простым способом?
Такой сюжетный поворот, как «фиктивная невеста» в кинематографе достаточно распространен, поэтому далее зритель рассчитывает на что-то более оригинальное. Надо отдать должное авторам — они идут нам навстречу. Лаура попадает не в обычную французскую семью, а в причудливый родственный союз, владеющий настоящим... зоопарком. Она знакомится с отцом Гаспара Максом (Йохан Хелденберг), его старшим братом Виджелом (Гийом Гуи), младшей сестрой Колин (Криста Тере). Ей представляют также Пегги (Марина Фоис) — ветеринара и будущую жену Макса. Кстати, на вопрос Лауры: «А что случилось с твоей мамой?» ее псевдопарень отвечает: «Ее убил тигр». Позже станет понятно, насколько шокирующей для героини была эта фраза.
Собственно, девушка с первого дня пребывания в этом доме не устает поражаться. Во всем семействе более-менее нормальным ка,жется Виджел — серьезный, основательный, добросовестно ухаживающий за обитателями зоопарка. Глава семейства эксцентричен, свободно расхаживает перед детьми без одежды и не скрывает своей прямо-таки животной тяги к прекрасному полу. Колин в двадцать с небольшим лет не имеет поклонников и всегда ходит в медвежьей шкуре. Это в память о медведице, которая много лет назад жила в зоопарке, и скончалась.
Фотография с сайта kinopoisk.ru
Гаспар, оказывается, в детстве считался изобретателем. Он придумал парашютик для сбора винных пробок, машинку для чистки пупка, карту для чесания спины — милые, но, по большому счету, никому не нужные вещицы. Но больше всего Лаура потрясена отношением Колин к одному из своих старших братьев. Ясно, что «медведица» влюблена, что ее вроде бы сестринские ласки — на грани допустимого. В одном из подобных эпизодов, пронизанных эротизмом, особенно проявляется мастерство оператора Николя Горена.
При том что тема семейного психологического инцеста звучит здесь явно, в связанных с ней сценах нет пошлости. Этому причина и хорошая работа актеров, и тот момент, что герои, прожившие всю жизнь среди зверей, словно переняли их органику. Возникшая в определенный миг враждебность Лауры к чудаковатой Колин передается и нам, но тут же разбивается о простые доводы Пегги. Надо сказать, их диалог на автозаправке — один из значимых в фильме. Слова ветеринара, что, если странности людей не угрожают миру и не мешают тебе лично, то не надо о них беспокоиться — одно из основных высказываний картины.
Что особенно важно и ценно: возникшие было опасения, что нам хотят навязать размытость нормы, тоже развеиваются. Потому что главный месседж картины таков: как бы не было хорошо тебе в родном семействе, нужно найти в себе силы обрезать пуповину и идти в большой мир, совершать великие изобретения и любить по-настоящему — того, кто не является тебе близким по крови.