Шум в голове
Текст: Жаннат Идрисова
Фотография: с сайта kinopoisk.ru
Обо всех видах личностного кризиса в драме «Дикая жизнь» — обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова.
«Дикая жизнь», снятая по одноименному роману Ричарда Форда, — режиссерский дебют актера Пола Дано, наиболее известного российскому зрителю по фильмам «Руби Спаркс», «Человек-швейцарский нож», а также британскому сериалу «Война и мир». Дано, одаренный артист, доказал, что он талантлив и по другую сторону камеры. В его картине мы видим реальную жизнь и людей, пытающихся преодолеть так знакомые нам возрастные и семейные кризисы.
Америка конца 50-х — начала 60-х годов, провинциальный городок в штате Монтана. Джерри Бринсон (Джейк Джилленхол) приезжает сюда с женой Джанет (Кэри Маллиган) и 14-летним сыном Джо (Эд Оксенбульд) в надежде обрести пристанище, зажить спокойно и размеренно. До этого у Бринсонов как-то не складывалось, приходилось переезжать с места на место.
Фотография с сайта kinopoisk.ru
Поначалу все идет замечательно: Джерри получает место в престижном гольф-клубе, Джанет наводит порядок в доме, предвкушая, как будет знакомиться с обитателями городка, Джо посещает школу и записывается в футбольную секцию. Однако благополучие эфемерно, как дым от пожаров, приносимый ветром. Это леса горят в нескольких километрах от городка, они полыхают все лето. Специальные бригады добровольцев, которые их тушат, справляются с трудом и, как манны небесной, ждут наступления зимы: с выпадением снега огонь утихает. Пожар — метафора, знак того, что все неспокойно и в душах всех троих Бринсонов, что-то рушится в их жизни, только пока непонятно, что именно.
Когда руководство клуба увольняет Джерри из-за какой-то, как он считает мелочи, то нам не сразу ясно (кстати, герой и сам этого не осознает), что исполняется его тайное желание: перестать бегать на задних лапках перед богатыми клиентами, чистить им обувь и подавать мячи. Он взбешен («Меня уволили, потому что завидуют, ведь я нравлюсь людям!»), удручен. На плечах Джерри ответственность за семью — сына-подростка и жену-домохозяйку. Однако при всем этом он не спешит устроиться, отвергает предложения одно за другим. «Я не пойду на неквалифицированную работу!», — негодующе кричит он Джанет. А та уже устала успокаивать и подбадривать, делать вид, что ничего страшного не происходит. Да, из последних сил она, бывшая королева красоты, играет роль безупречной хозяйки (дом в порядке, стол накрыт три раза в день), но раздражение прорывается даже в невинных вроде бы фразах. И это еще больше удручает мужа, с каждым днем все острее осознающего свою мужскую несостоятельность.
Фотография с сайта kinopoisk.ru
Джо в этой ситуации, пожалуй, страдает сильнее родителей — будучи подростком, он не совсем понимает, что происходит с любимыми людьми, и боится, что они расстанутся.
В один из дней в доме раздается телефонный звонок — это руководство гольф-клуба признает, что совершило ошибку, уволив Джерри, и зовет его назад. Разве это не лучший выход из сложившейся ситуации? Для Бринсона-старшего — нет. «Я не вернусь туда!» — заявляет он ошеломленному сыну. Тема бунта маленького человека, одна из ключевых в русской литературной классике, еще больше сближает нас с картиной.
Фотография с сайта kinopoisk.ru
Джерри поступит так, как, по его мнению, должен поступить настоящий мужчина. «Шум в голове», — сумбурно бросит он сыну, как бы поясняя свои переживания и оправдывая действия. Сын его поймет — в отличие от жены. Джанет не примет его выбора, будет в отчаянии кричать о предательстве семьи. И, пытаясь совладать с собственными желаниями, одно из которых — быть любимой и по-женски востребованной, позволит себе совершить несколько ошибок. Отмечу, что 33-летняя Кэри Маллиган, имеющая в творческом резюме премию BAFTA и номинации на «Оскар» и «Золотой глобус» и всегда работающая по высшей планке, в этом фильме показала всю глубину таланта.
Фильм Дано привлекает не только точностью в передаче реальности, характеров. Он притягателен и своей несколько фантастической составляющей: тем, как хорош Джо, самый юный участник событий. Именно он, по-взрослому мудрый и чуткий, совершает поступки, которые удерживают взрослых от роковых ошибок. «Какой же ты хороший, — говорит однажды ему мать. — Но вырастешь и уедешь от нас». Он, в свою очередь, не заглядывает в будущее: здесь и сейчас старается гасить вспыхивающие, подобно огню, конфликты. Ему бы переживать подростковые кризисы, но нет — взрослые не позволяют мальчишке этой роскоши.
Фотография с сайта kinopoisk.ru
Такой подход — лукавство авторов, однако спасибо им за него. Ведь он наполняет верой в лучшее, а она должна быть даже в не очень веселых фильмах.