18+
07.09.2017 Тексты / Рецензии

​Николай Васильевич меняет профессию

Текст: Жаннат Идрисова

Фотография с сайта kinopoisk.ru

Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о вышедшем в широкий прокат фильме «Гоголь. Начало».

«А так мы Гоголя еще не трогали!» — будто бы подумали мастера российского фэнтези и сняли прелюбопытный фильм о писателе по мотивам его же произведений. Классик здесь — несколько комиксный герой, поневоле собирающий в начале своего творческого пути материал для будущих шедевров. Нельзя сказать, чтобы процесс приносил ему большую радость, но что поделать — таков замысел авторов.

Итак, режиссер Егор Баранов и группа опытных сценаристов (Тихон Корнев, Ким Белов, Алексей Чупов, Наталья Меркулова, Алексей Караулов и Филипп Коняшов) знакомят нас с Гоголем в пору его двадцатилетия. Молодой Николай Васильевич (Александр Петров), еще не прославившийся на литературном поприще, служит судебным писарем в отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии в Санкт-Петербурге. Пользу на этом посту приносит немалую, поскольку часто во время записи подробностей того или иного преступления впадает в беспамятство и в таком состоянии царапает пером слова и рисунки, помогающие раскрыть злодеяния.

Феноменальную способность будущего великого писателя однажды замечает и не оставляет без похвалы следователь Яков Петрович Гуро (Олег Меньшиков). Воодушевленный Гоголь проникается к Гуро симпатией и просится вместе с ним в командировку в Полтавскую губернию, в село Диканька. «Это моя родина», — один из аргументов писаря. Следователь, которому предстоит раскрыть несколько загадочных убийств, смекает, что такой помощник ему очень даже пригодится. И потому на следующий день Николай Васильевич едет на Полтавщину, трясется в пролетке, то бледнея, то хватаясь за сердце, — разумеется, что-то предчувствуя. Гуро, меж тем, профессионально хладнокровен и весьма гедонистичен: постоянно что-то с аппетитом уминает за красиво сервированным дорожным столиком.

Фотография с сайта kinopoisk.ru
1 2

В самой Диканьке героев ждет местный глава Александр Христофорович Бинх (Евгений Стычкин), настороженный люд и ничтожное количество ниточек, ведущих к преступнику. Есть только рассказы о том, что злодей — темный безликий всадник с огромными шипами по всему телу. Он появляется неожиданно, убивает обитателей хутора (как правило, юных красавиц) и так же неожиданно исчезает в неизвестном направлении.

Провидческий талант Николая Васильевича здесь проявляется не столь ярко (видимо, от стресса), зато обнаруживаются некоторые другие способности, тоже весьма интригующие, намекающие, что герой наш, стремящийся к свету, связан с силами тьмы. Именно потому главный персонаж «Гоголя» напоминает юного воспитанника школы Хогвардс, который учиться желает на добром факультете Гриффиндор, но при этом, как ни странно, имеет большие способности отличиться на злом отделении Слизерин.

Фотография с сайта kinopoisk.ru
1 2

Далее Николай Васильевич знакомится с очаровательной помещицей Лизой Данишевской (Таисия Вилкова) и ее мужем (Артем Ткаченко), встречает в обморочных видениях дочку мельника Оксану (Юлия Франц), проникается атмосферой здешних мест, получает много полезной и не очень информации. Кажется, уже вот-вот убийца будет пойман, однако истина всякий раз ускользает, и молодой писарь начинает все сначала. В определенный момент Николай Васильевич вынужден взять следствие в свои руки, и, стоит отметить, новое дело ему удается.

Нельзя сказать, что «Гоголь. Начало» стопроцентно пленяет. Но шарм у истории, безусловно, есть. Плюс, Александр Петров, еще в «Притяжении» Федора Бондарчука доказавший, что в кино пришел не по протекции, в этом фильме показывает новые грани своего таланта. Олег Меньшиков в образе Гуро блестяще объединил черты тренера Тарасова из «Легенды № 17» и повзрослевшего Костика из «Покровских ворот», потому лицезреть его персонажа — особое удовольствие. И, несмотря на некоторую затянутость картины, сюжетные провалы, перспектива увидеть продолжение (а уже этой осенью нам обещаны «Гоголь. Заколдованное место», «Гоголь. Вий» и «Гоголь. Страшная месть») больше радует, чем огорчает. Уж больно хочется узнать, насколько состоятелен Гоголь-Холмс.

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

​«В центре внимания» — сиди и смотри

Жаннат Идрисова

Эксперты: Спецрепортаж — не документалистика!

Жаннат Идрисова

​Алексей Леонов: «Время первых» — правдивый фильм

Жаннат Идрисова

​Отшельник и жена по соседству