18+
19.02.2020 Тексты / Рецензии

​Дом по соседству с тюрьмой

Текст: Жаннат Идрисова

Иллюстрация: предоставлена A-Оne

О поэтичности истины и лукавства в фильме Хирокадзу Корээды — обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова.

Сюжет картины «Правда» на первый взгляд банален настолько, что порой кажется: его и вовсе нет. Однако просмотр не воспринимается пыткой, и в ходе сеанса мысль о предсказуемости финала не терзает зрительскую голову. В чем секрет? Видимо, в том, что японскому режиссеру удалось (хотя не все с этим согласны) наполнить свою первую европейскую ленту истинно французским шармом.

Престарелая французская кинозвезда Фабьенн (блистательная Катрин Денев) наконец-то издает книгу о своей жизни и творчестве. Название у потенциального бестселлера интригующее — «Правда». В перерыве между презентациями мемуаров актриса снимается в фантастической мелодраме, которая чудным образом перекликается с историей ее взаимоотношений с близкими.

Кадр из к/ф «Правда»

Что касается семьи: Фабьенн разведена, бывший супруг давно не показывается ей на глаза, а единственная дочь Люмир (неподражаемая Жюльет Бинош) живет в Америке и зарабатывает на жизнь сценарным ремеслом. Сразу после выхода книги Люмир решает навестить мать. «Какой красивый дом», — восхищаются приехавшие с ней муж Хэнк (Итан Хоук, загримированный под Бенедикта Камбербэтча) и шестилетняя дочка, очаровательная Шарлотта (Клементин Гренье). «Да, но позади него — тюрьма», — разрушает очарование сценаристка и тем самым задает тему правды и, мягко говоря, иллюзий.

Кадр из к/ф «Правда»

Нельзя сказать, что Фабьенн очень рада гостям. О причине столь неожиданного визита дочери она догадывается, а, застав ее за слишком тщательным (вплоть до закладок и подчеркиваний карандашом) изучением мемуаров, убеждается в правильности своих предположений. «Ты что, хочешь поймать меня на лжи?» — гневно спрашивает она. Люмир реагирует не менее эмоционально: возмущенно напоминает матери о том, что та, например, не встречала ее после школы, не приходила на детские спектакли с ее участием. То есть многого из того, что описано в воспоминаниях, в жизни просто не было. «Я актриса, я не могу говорить правду, она скучна», — парирует звезда, а потом раз за разом дает нам повод думать о ней как о самом эгоистичном и лицемерном существе на свете. В частности, мы узнаем, что экс-муж Фабьенн, в реальности здравствующий, в книге похоронен, а лучший друг и кинопродюсер Люк (Ален Либоль) вообще не упомянут. Но как только зритель в мыслях окончательно и бесповоротно поставит главной героине диагноз «нарциссизм», ситуация начнет изящно разворачиваться в другую сторону. Стервозная актриса предстанет где-то ранимой, где-то честной и даже прямой, где-то наивной и потому трогательной. А Люмир не без помощи других осознает, что не всегда была справедлива, обвиняя самого близкого человека в холодности.

Кадр из к/ф «Правда»


Конфликт матери и дочери, боль от невысказанности чувств — тема далеко не новая. Но здесь благодаря двум замечательным актрисам ее звучание тонко, лирично — оно подобно изысканному французскому вину, оставляющему терпкое послевкусие. Что есть правда? Иногда это вымысел, переплетенный с истиной, показывающий, как сильно мы любим близких.

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

​Злой добрый гений

Жаннат Идрисова

​Полюбить до смерти

Жаннат Идрисова

​И маньяки любить умеют

Жаннат Идрисова

​Достать-метать ножи