Полюбить до смерти
Тексты: Жаннат Идрисова
Фотография: с сайта kinopoisk.ru
О расщеплении сознания в драме «Амбивалентность» — обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова.
Новый фильм Антона Бильжо, который выйдет в прокат 28 марта, завораживает и пугает одновременно. Мастерски препарируя обыденность, режиссер увлекательно рассказывает нам, как огромное зло может появиться словно ниоткуда и как бы неожиданно. С этой картиной стоит познакомиться, осмыслить и, возможно, снова посмотреть ее — чтобы в случае необходимости предотвратить безумие, которое иногда ближе, чем можно себе представить.
Разве кому-то незнакомо, когда дружат два совершенно разных по характеру и темпераменту человека? Сколько угодно таких тандемов. Вот и два будущих психиатра, решительный, брутальный Петр (Данил Стеклов) и тепличный интеллектуал Стас (Егор Морозов), проводят много времени вместе и поддерживают друг друга. Первый приходит поболеть за товарища на состязаниях по стрельбе из лука, а тот, в свою очередь, приезжает на его концерт в ночной клуб. Раскованный Петя помогает робкому Стасу знакомиться с девушками, прилежный Стас спасает нерадивого Петю от двойки на семинаре по шизофрении.
Фотография с сайта kinopoisk.ru
Вполне узнаваема и ситуация, когда домашний мальчик привязан к матери настолько, что она психологически заменяет ему подружку. «Я на концерт ваш маму позвал, не возражаешь?» — Стас это спрашивает у друга с некоторым смущением. Петр несколько озадачен, поскольку сомневается, что взрослой женщине, музейному сотруднику, может быть интересен авангардный рок. Однако мама Стаса, Екатерина Сергеевна (Ольга Цирсен), оказывается моложавой прогрессивной дамой, способной оценить альтернативную музыку.
Завязка тоже не воспринимается как нечто из ряда вон выходящее, многим из нас ведомы вспышки страсти, приводящие к необдуманным, порой опрометчивым поступкам. И то, что происходит потом, настолько понятно, что пугаешься: ведь подобное случается и в жизни, но мы часто склонны не придавать этому значения. Легко играем чувствами людей, не щадим близких и друзей, нарушаем законы нравственности. Из-за нелюбви к себе играем роль жертвы и приближаемся к безумию. И не задумываемся о том, что духовные преступления могут привести к физическим.
Фотография с сайта kinopoisk.ru
Антон Бильжо показывает это настолько ярко, подкрепляя репликами героев второго плана — профессоров, светил психиатрии, что становится страшно, даже когда еще ничего не случилось.
Фотография с сайта kinopoisk.ru
Таким образом, драма, основанная на эталонах классики — от софокловского «Царя Эдипа» до более близких нам произведений Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Островского, Чехова, — приобретает едва ощутимый флер западного хоррора, и это только украшает ее. Киноманы обратят внимание на оммажи Ларсу фон Триеру и его «Нимфоманке», а также «Мечтателям» Бернардо Бертоллучи.
Фотография с сайта kinopoisk.ru
«Амбивалентность» — фильм о том, как страшен униженный человек, вдруг решивший, что он, как писал классик, «право имеет». О том, что зависть может маскироваться под восхищение и завистник мечтает присвоить себе все, что ему нравится у другого, — вплоть до образа, создаваемого с помощью костюма. Что болезненно беззаветная любовь, как правило, оборачивается ненавистью.
Режиссеру удалось найти актеров, отлично справившихся с задачей донести до зрителя все смыслы. Данил Стеклов, представитель знаменитой творческой династии, органичен в каждом кадре. От того, как Егор Морозов показывает трансформацию своего героя, мурашки бегут по телу. Ольга Цирсен убедительна от первой до последней минуты.
Фотография с сайта kinopoisk.ru
Недостаток же картины в том, что в ней нет безусловно положительного героя. Зритель, балансируя в симпатиях от одного персонажа к другому, в итоге может зависнуть где-то посередине. И хорошо, если в тот момент он сосредоточится на себе. Подумает о том, как ему жить так, чтобы любить не патологически, а по-настоящему — искренне, свободно, красиво. Ведь это один из лучших способов не допустить злодейства против себя и других.