Будет жить!
Текст: Жаннат Идрисова
Фотография: с сайта kinopoisk.ru
О чудесных воскрешениях героев в последней части «гоголианы» Егора Баранова — обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова.
Картина «Гоголь. Страшная месть», заключительная часть первой трилогии по мотивам произведений одного из российских классиков, вышла в свет со слоганом «Начни с финала». И, если под финалом следует понимать сами повести писателя, то это очень хороший лозунг, призыв прочесть первоисточник, «Вечера на хуторе близ Диканьки». Если же, ориентируясь на повороты сюжета, трактовать его как «Умри, воскресни и действуй», то тоже неплохо.
Фотография с сайта kinopoisk.ru
Как говорили дикторы советского телевидения, «краткое содержание двух предыдущих серий». В 1829 году 20-летний Николай Гоголь (Александр Петров), служащий судебным писарем в отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии, вдруг начинает раскрывать тяжкие преступления. Механизм его любительского расследования необычен: приступ эпилепсии, странные видения, услышанные за гранью реальности фразы — и злоумышленники практически в кандалах.
Фотография с сайта kinopoisk.ru
Эту способность будущего великого писателя подмечает сыщик Яков Петрович Гуро (Олег Меньшиков). Рассыпавшись в благодарностях и комплиментах (Меньшиков отлично играет эту роль, впрочем, напомните, что он играл в последние годы не на пятерку? Не было такого), Гуро тонко намекает, что собирается в непростую командировку под Полтаву, на хутор близ села Диканька, потому не прочь обзавестись толковым ассистентом. Гоголь воодушевленно (это же его родные места!) просится в поездку, хотя благоразумнее было бы после рассказа Гуро сидеть спокойно в Санкт-Петербурге.
Фотография с сайта kinopoisk.ru
И вот герои на хуторе, обретшем страшную славу из-за того, что в ночь перед языческими праздниками сюда является всадник с витыми шипами на спине и убивает молодых красивых женщин. Местный глава, Александр Христофорович Бинх (Евгений Стычкин), этакий конан-дойлевский Лейстред, только поумнее, встречает столичных специалистов настороженно, а к Гоголю так вообще вскоре начинает испытывать откровенную неприязнь. Но что молодому человеку враждебность Бинха, если к нему проявляют дружелюбие представительницы прекрасного пола: супруга местного помещика Данишевского Лиза (Таисия Вилкова), утопленница Оксана (Юлия Франц) и даже маленькая дочь кузнеца Вакулы Василина (Марта Тимофеева)! Заметьте, ни одна из них в тот момент не может стать его женой — тонкое и не единственное обыгрывание эпизодов реальной гоголевской биографии.
Вскоре обстоятельства складываются так, что молодой писарь вынужден взять расследование в свои руки, и у него многое получается. Хотя к разгадке главной интриги он будет идти так долго, что по пути мы узнаем, какой огромной ценой он достался своим родителям.
Фотография с сайта kinopoisk.ru
«Страшная месть» хотя и претендует наравне с предшествующими частями на звание хоррора, на самом деле не страшна, а порой даже забавна: в самом начале мы видим оммаж творчеству Квентина Тарантино. Обойдусь без спойлеров, замечу лишь, что это действительно занятно. В то же время авторам часто удается создать напряжение, заставляющее зрителя сопереживать и лихорадочно прикидывать, каким образом может разрешиться ситуация. Старый добрый прием — воскрешение «скончавшихся» ранее героев — работает и здесь (и, надо сказать, фильм от этого только выигрывает).
Фотография с сайта kinopoisk.ru
Приключения Гоголя в этой серии настолько ярки, что хочется пошутить: если бы писатель пережил все это на самом деле, то его фирменное каре на всех классических портретах было бы седым. Впрочем, нам показано, как писарь выходил из посткомандировочной депрессии, перфомативная композиция «Гоголь, кровать и бутылки» выглядит убедительно.
Фотография с сайта kinopoisk.ru
Можно сколь угодно потешаться над «Страшной местью» (фильм, кажется, снимался отчасти и для этого), однако нельзя отрицать того, что тройка сценаристов — Наталья Меркулова, Алексей Чупов и Александр Цекало — лихо закрутила сюжет, мастерски использовав литературный первоисточник. Что касается стрел иронии, точнее, того, куда их направлять, то одна из мишеней — актерский состав. Нельзя, конечно, сказать, что на экране единолично царит Меньшиков, с ним рядом достойно смотрятся и Артем Ткачев, и Ян Цапник, и уже упомянутые Евгений Стычкин с Таисией Вилковой, но большинство других актеров воспринимаются как участники школьной самодеятельности — с одной эмоцией на все эпизоды. Александр Петров держит марку, однако заметно, что в образах оторванных, лишенных рефлексии парней ему гораздо комфортнее.
Последние сцены несколько анекдотичны, но в этом, видимо, своеобразие фильма и парадоксальность. В конце концов, когда речь идет о Гоголе, уместны любые противоречия, вплоть до «Начни с финала».