18+
14.05.2021 Кратко

Анастасия Башкатова

Экономический и литературный обозреватель

Новости недели. 9–14 мая 2021

  • Шведская академия рассекретила документы, посвященные присуждению в 1970 году Нобелевской премии по литературе Александру Солженицыну. Длинные и короткие списки претендентов, причины их выдвижения, дискуссии и главные аргументы «за» и «против» — все это можно узнать из архивов только спустя 50 лет после награждения, а до истечения этого срока академия никак комментирует процесс, единственное, что становится известно сразу, — окончательная формулировка, с которой присуждают премию. Итак, Солженицын получил награду «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы», и «бороться» за нее ему пришлось с 75 претендентами, среди которых в том году были: Владимир Набоков (выдвинутый уже в седьмой раз), Жоржи Амаду, Хорхе Луис Борхес, Генрих Бёлль, Макс Фриш, Гюнтер Грасс, Грэм Грин, Жорж Сименон и др. Перед окончательным голосованием сформировалась пятерка лидеров, в нее помимо Солженицына вошли Патрик Уайт, Уистен Хью Оден, Пабло Неруда, Андре Мальро. Чтобы составить первоначальные списки номинантов, каждый год академия рассылает специалистам в разных странах по 600–700 приглашений для выбора авторов. Предлагать кандидатуры могут члены Шведской академии и аналогичных учреждений других стран, профессора литературы и лингвистики, лауреаты премии предыдущих лет и председатели писательских организаций. Солженицына предложили шесть человек. ТАСС приводит цитаты из некоторых писем, и по ним видно, что дискуссии тех лет мало чем отличались от сегодняшних: они были посвящены поиску баланса между писательским талантом и гражданской позицией автора, соотношению в произведениях литературы и публицистики, политическому резонансу. Профессор Калифорнийского университета в Беркли Яков Малкиел предлагал Солженицына еще годом раньше. Он отмечал, что художественная репутация Солженицына чрезвычайно выросла благодаря публикациям «В круге первом» и «Ракового корпуса» как на Западе, так и в СССР, где эти произведения читали в самиздате. Член Шведской академии поэт Артур Лундквист, между тем, сообщил о своих сомнениях в художественных достоинствах произведений Солженицына. По его мнению, на фоне развивающихся западноевропейской, американской и латиноамериканской романной формы произведения Солженицына уже кажутся примитивными. Но сам материал, конечно, производит сильнейшее впечатление и пока что затмевает все претензии к художественным аспектам. «Когда же вызванная политическими, гуманитарными и другими соображениями шумиха вокруг произведений уляжется, наверняка, начнется переоценка его литературных заслуг», — предположил Лундквист. Профессор истории литературы университета Умео Магнус фон Платен пояснял, что Солженицын необыкновенным образом развил классическую повествовательную традицию, при этом «выраженная в его произведениях моральная позиция полностью соответствует требованию идеального, связанному с премией». Он также обратил внимание на то, что такая награда сделала бы положение писателя более надежным, по крайней мере в долгосрочной перспективе. Кстати, годом ранее эта тема тоже поднималась Нобелевским комитетом, в Шведской академии задавались вопросом, не подвергнется ли Солженицын новым преследованиям, если ему присудят премию. Постоянный секретарь академии даже связался с послом Швеции в Москве, чтобы проконсультироваться. Посол в частной беседе предположил, что драматических последствий, скорее всего, не будет, но при этом Солженицын в сложившихся условиях может и добровольно отказаться от премии. Получить диплом и денежную составляющую писатель смог только в декабре 1974 года после высылки из СССР.
  • Знаковая и вызывающая не меньше, а то и больше споров фигура той же эпохи — Андрей Сахаров. Появился анонс выставки, приуроченной к столетию со дня рождения физика, которая пройдет в Москве, в галерее-мастерской ГРАУНД Солянка, — «Сахаров. Новый век». Как сообщает куратор Анна Наринская, «сегодня фигура Сахарова, как часто это происходит с образами великих людей, сведена в общественном сознании к ряду клише: „Изобретатель водородной бомбы“, „Противник советского режима“, „Ссыльный“, „Борец с консервативным большинством в Верховном совете“». «Зрительные образы и жизненные факты, которые мы знаем, тоже как будто подверстаны к этой схеме. Что мы точно помним и знаем? Возможно, телефонный звонок Горбачева, ознаменовавший конец ссылки Сахарова и начало политических перемен в стране. Знаменитую фотографию с заседания Съезда народных депутатов СССР, ставшую для многих символом независимости в принципе, — продолжает Наринская. — При этом Сахаров, разумеется, куда шире этих важных, но застывших определений и образов. Более того, его идеи сегодня приобретают новую актуальность. Сахаров всегда предлагал рассматривать судьбу мира как единую — невзирая на политические и экономические различия. А основание для этого единства — уверенность в главенстве прав человека, главенстве прав всех людей». На выставке будут показаны инсталляции, увязывающие вместе судьбу и идеи Сахарова и делающие посетителя соучастником событий его жизни.
  • Накануне 130-летия со дня рождения Михаила Булгакова «Яндекс» собрал топ поисковых запросов, посвященных писателю. Выяснилось, что среди его произведений чаще всего пользователи ищут именно «Собачье сердце», а роман «Мастер и Маргарита» занимает второе место в этом импровизированном рейтинге. На третьем месте — рассказ «Морфий». Напомним, как ранее сообщал сервис MyBook, россияне, принявшие участие в его опросе, назвали «Мастера и Маргариту» одной из самых переоцененных книг отечественной классики. Однако если анализировать не поиск в Яндексе непосредственно самих текстов, а уточнение деталей из разных произведений, то в этом случае больше всего вопросов касались именно «Мастера и Маргариты»: сколько лет было главным героям, кто входит в свиту Воланда и кто такой кот Бегемот. Также некоторых интересует, сколько лет Булгаков работал над знаменитым романом. Кроме того, в честь юбилея писателя кинотеатры «Москино» и «Художественный» (Москва) проведут 15 и 16 мая показы экранизаций произведений Булгакова («Морфий», «Иван Васильевич меняет профессию», «Собачье сердце»), также можно будет увидеть афиши фильмов по сценариям и книгам автора. «Михаил Булгаков — один из самых больших и таинственных русских писателей и драматургов. Практически все его известные произведения были экранизированы, а многие — по несколько раз. Это говорит о том, что его драматургия, визуальность, образная система очень близка кинематографу», — цитирует ТАСС гендиректора «Москино» Наталью Мокрицкую.

Другие материалы автора

Анастасия Башкатова

​Новости недели. 17 апреля — 23 апреля 2021

Анастасия Башкатова

​Новости недели. 24 апреля — 30 апреля 2021