18+
05.06.2017 Тексты / Статьи

​Сатисфакция Кшиштофа Занусси

Текст: Артем Артемов

Фотография автора

В Москве 23 мая в помещении Международного Мемориала известный польский режиссер Кшиштоф Занусси прочел лекцию и показал отрывки своей последней картины.

Хотя анонсировалось мероприятие как мастер-класс на тему «Закончилась ли эпоха Просвещения?», титулованный гость приехал с другой культурной программой.

Занусси привез в столицу фрагменты своего последнего фильма «Инородное тело», выпущенного в 2014 году. Картина подверглась испепеляющей критике на родине, в других странах ленту ждала аналогичная реакция, прохладно ее встретили и в России. Поэтому нетрудно было догадаться, почему режиссер решил восстановить справедливость и убедить собравшихся в своей правоте. Занусси явно хотел не просто выступить перед аудиторией, но разъяснить, что же подтолкнуло его к созданию фильма, какие сцены вызвали особо ожесточенные споры, но главное, дать ответ, почему он, физик и философ по образованию, обратился к теме Бога и религии.

Лента «Инородное тело» поделена на три отрезка — Италию, Польшу и Россию (в картине персонажи разговаривают на четырех языках — польском, итальянском, английском и русском). Окружающая действительность показана глазами трех главных действующих лиц. Кася (Агата Бузек) хочет уйти в монастырь, возлюбленный девушки Анджело (Рикардо Леонелли) пытается отговорить ее от этого шага, и чтобы быть поближе к ней, переезжает в Варшаву, устраиваясь в крупную фирму, где всем заправляет циничная и расчетливая начальница по имени Крис (Агнешка Гроховска), готовая пойти на любую хитрость, лишь бы отвадить наивного и добронравного парня от его любимой.

Кшиштоф Занусси, говоря о своем фильме, не скрывал, что за основу взял случай из собственной биографии. Его родственница, славившаяся красотой и крепким здоровьем, в возрасте тридцати лет, ко всеобщему удивлению, решила стать монахиней. Столь «интересный и загадочный» поступок близкого человека послужил поводом для написания пьесы, по которой впоследствии был поставлен спектакль для польского телевиденья. Через некоторое время родился и сценарий для полнометражного фильма, реализация которого тоже не заставила себя ждать.

Основная идея «Инородного тела», как заявил режиссер, показать чувственный конфликт между Касей (полячкой) и Анджело (итальянцем). Он безмерно в нее влюблен, готов пойти на любую жертву, но Кася уже сделала свой выбор, пожертвовав их отношениями, она жаждет полностью раствориться в богослужении. Занусси подчеркнул, что инородное тело здесь — Анджело, он третий лишний.

Пан Занусси добавил, что такие тенденции сегодня не редкость, молодое поколение ощущает внутреннюю пустоту, не понимая, чем ее заполнить, обращается к религии, хотя не всегда речь идет о монашестве. Характерна одна из сцен в самом начале фильма, где героиня Агаты Бузек произносит: «Я опять поняла, что ничего не знаю».

Особый резонанс вызвала одна из сцен во втором акте картины, где Крис рассуждает о морали как об атавизме

В одном из сопроводительных комментариев к картине Занусси затронул тему подозрительной худобы вышеупомянутой Агаты Бузек. Он пояснил, что девушка тяжело болела в детстве, местная медицина была не в силах ей помочь. Лечение продолжалось в одной из европейских стран. Однако польские власти фактически взяли ребенка в заложники, потому что ее отец Ежи Бузек (будущий премьер-министр Польши) состоял в оппозиционном движении «Солидарность», его вынуждали выйти из состава участников, взамен обещали предоставить право на выезд. Когда Бузек готов был сдаться и свернуть политическую деятельность, юная Агата проявила взрослую решительность и твердость убеждений, сказав отцу — нет. В итоге через некоторое время под напором правозащитников ее все же выпустили на лечение, но ценное время было уже упущено.

Занусси обмолвился, что после выхода картины разразился скандал. На режиссера «набросились» борцы за равенство полов, обвиняя кинохудожника в сексизме. Особый резонанс вызвала одна из сцен во втором акте картины, где Крис рассуждает о морали как об атавизме, который присущ людям отсталого прошлого.

На Занусси, помимо феминисток, обиделись боссы корпораций, которые посчитали, что фильм выставляет их в дурном свете, как некоторую тоталитарную машину, подавляющую личностное начало.

Режиссер не скрывал своей неприязни к международным корпорациям, считая, что их руководители ответственны за высокий уровень коррупции во всем мире. Еще Занусси подчеркнул, что мздоимство идет с Запада, а Россия только пожинает его плоды.

Польский режиссер, в очередной раз остановив проекцию, объяснил, почему от его ленты отреклись и российские сопродюсеры. Третий акт разворачивается в России. Местному начальству не понравился тюремный быт и нравы заключенных, этот фрагмент назвали чернухой, порочащей честь страны. Занусси, словно извиняясь, говорил о том, что снимал без злого умысла и попыток очернить Россию, которую он очень любит. Просто надо понимать, тюрьма не санаторий, особенно у нас.

Также Занусси не преминул похвалить актерские таланты Чулпан Хаматовой (бизнес-партнер Крис) и Олега Ефремова (адвокат), сыгравших маленькие, но заметные роли в его фильме.

После показа ключевых отрывков из «Инородного тела», Кшиштоф Занусси посвятил несколько минут несостоявшемуся докладу.

Режиссер признает, <...> отвергая материальные ценности, он не сделался набожнее

По мнению режиссера, достижения в области физики за последние десятилетия открыли новую главу для человечества. Время классической физики закончилось, эра детерминизма уступила пробабилизму, где найдется место и для Бога, что, например, в эпоху Ньютона было невозможно вообразить. И если несколько веков назад мир воспринимался с восхищением, то сейчас стал более мрачным, хотя и не без просветов.

Занусси ответил на несколько вопросов из зала — как по фильму, так и на отвлеченные темы. Режиссер расходится во мнении с Михаэлем Ханеке о том, что человек априори склонен к насилию (в фильмах Кшиштофа Занусси персонажи неоднозначны, они открытая книга, он не делит их на сугубо положительных или отрицательных героев). По его мнению, если бы человек только разрушал, уничтожая все вокруг себя, то мы бы не прожили столько веков как люди, но нынешние ускоренные перемены, вызывают обеспокоенность. Главное, что волнует, сможем ли мы жить в тех условиях, которые себе создали.

Из ответов Занусси следует, что инородное тело сейчас — это то, чем стали корпорации, оказывающие губительное воздействие на существующий мир.

Проводя параллель со своим легендарным фильмом «Константа» 1980 года, где герой сталкивается с подводными камнями социалистического режима, неправильного и ущербного, и пытается отвлечься от суеты в упорядоченном мире математики, Занусси не видит ничего зазорного в том, что в «Инородном теле» основные персонажи ищут спасения в религии. Режиссер признает, что роль науки и эсхатологии не ставится в абсолют в его работах, отвергая материальные ценности, он не сделался набожнее. Просто время меняется, а прежние проблемы остаются, так было в период коммунизма, так и сейчас, когда властвует капитализм, люди обособлены и зависимы от касты избранных. Занусси признает, что разочарование от капитализма, безусловно, есть, но причина — общественная раздробленность, обособленность людей в современной Польше.

Что же касается кино, то Кшитоф Занусси считает, что оно делится на три уровня. Первый — самый низкий, в нем преобладают простые ситкомы и ромкомы со счастливым финалом, в которых все рассказывается и показывается, чистая коммерция. Второй — замысловатый и бескомпромиссный, где реальность «кусается», проблески оптимизма обрубаются на корню, а хеппи-энда не предвидится. И третий — отрицательные и положительные компоненты, дарящие зрителю не только хаос и смерть, но и надежду на что-то хорошее...

Автор благодарит Польский культурный центр за помощь в аккредитации на мероприятие.

Другие материалы автора

Артем Артемов

​Джордж А. Ромеро. Отец бестиария

Артем Артемов

​Пастырь и пустота

Артем Артемов

​Зомби-муви. Падение канонов

Артем Артемов

​Вход в бесконечность