18+
05.12.2018 Тексты / Рецензии

​Короли и свита

Текст: Жаннат Идрисова

Фотография: с сайта kinopoisk.ru

О титулах и чувствах в драме «Жена» — обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова.

У фильма «Жена» режиссера Бьерна Рунге, экранизации одноименного бестселлера Мэг Уолицер, абсолютно точное название. Например, «Женщина» уже не подошло бы, хотя слова однокоренные и значения их близки.

Американский писатель Джо Каслман (Джонатан Прайс) немолод, зато счастлив в многолетнем браке с красивой и умной Джоан, которую играет Гленн Клоуз. (К слову, созвучие имен героев символично). Его сын Дэвид (Макс Айронс) также подает надежды на литературном поприще, а дочь Кэрол (Грэйнн Кинэн) скоро родит внука. Несмотря на преклонный возраст, Джо еще силен как мужчина и пылает страстью к жене. Однажды, склоняя Джоан к интимной близости, он говорит ей такие банальности, что производит впечатление сочинителя незатейливых любовных романов.

Но нет! Спустя недолгое время мы узнаем, что Каслман — автор, которым может гордиться не только его семья, но и, представьте, вся страна. Как-то на рассвете в доме супружеский четы раздается телефонный звонок. Негромкий голос в трубке сначала извиняется за беспокойство в столь ранний час, а потом сообщает радостную весть: Джо удостоен Нобелевской премии по литературе. «Мистер Каслман, мы будем безумно рады вручить вам эту награду, — продолжает представитель Нобелевского комитета. — В течение многих лет вы демонстрировали исключительно многогранный талант. Вы не только подарили миру остроумные и глубокие тексты, но и бросили вызов беллетристике как таковой, вдохновив грядущие поколения писателей».

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Джо взволнован и растроган. В широко раскрытых глазах Джоан — слезы. Это тот момент радости, который предшествует эйфории с ее безумными прыжками на полу, на кровати, да и где угодно и дико рвущимися из горла счастливыми криками. Кстати, традиция восторженно скакать по постели у супругов сложилась давно, когда-то они именно таким образом отмечали публикацию первой книги Джо под названием «Грецкий орех».

В логике киноповествования — небольшая вечеринка для близких незадолго до вылета в Стокгольм, на церемонию награждения. Сын и дочь, коллеги Джо, друзья семьи искренни в своей радости. Из их тостов, пожеланий, реплик вырисовывается идеальный тандем Каслманов. В этой паре он — творец, создающий миры с такими героинями и героями, в которых читателю невозможно не влюбиться. Она — его муза, оплот, создательница атмосферы, в которой творчество расцветает день за днем и год за годом. Она заваривает мужу душистый чай, разминает ему затекшие от долгого сидения за столом плечи, заботится о его здоровье, растит детей. «В этой награде и твоя немалая заслуга, Джоан», — говорит ей один из гостей, на что она молча, с достоинством улыбается, словно отвечает: «Да, безусловно».

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Уже в столице Швеции, на торжественном ужине в честь лауреатов она в ответ на вопрос коронованной особы: «Чем вы занимаетесь?» загадочно скажет: «Я создаю королей». Там же, в огромном, освещенном хрустальными люстрами зале, ее вдруг захлестнут чувства, подавляемые долгие годы, это выльется в слезы, истерику и заставит Джо изумленно вопрошать: «Так почему ты молчала столько времени?» Надо сказать, мистер Каслман, который, как оказалось, никогда не был верным супругом и пошло дарил любовницам грецкие орехи со своим автографом (как герой его первой книги), в этот момент вызывает искреннее сочувствие. И у Джонатана Прайса, и у Гленн Клоуз в этом фильме все сложилось, они убедительно и органичны. Клоуз за роль Джоан пророчат Оскар, и, если это случится, то станет более чем заслуженной наградой.

Сюжетная линия «Жены» достаточно тривиальна, зато очень интересна своими психологическими ответвлениями. То есть зритель довольно скоро разгадывает главную интригу, тем не менее с любопытством наблюдает за дельнейшей цепочкой событий, ломая голову: «Как дальше поведут себя герои, смогут ли развязать тугой удушающий узел лжи, который сами затянули много лет назад?»

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Возникают и другие вопросы, и на некоторые из них есть прямые ответы, а на другие — нет, все как в жизни. Джоан не сразу поймет, почему она причиняла себе боль, лицемерила, обманывала. Уже позже появится осознание: потому что была и есть любовь. Именно она заставляет женщину стать настоящей женой, которая с мужем в горе и радости, богатстве и бедности, болезни и здравии — до тех пор, пока смерть не разлучит их.

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

​«Тарелка» раздора

Жаннат Идрисова

​Семь знаковых фильмов о джазе

Жаннат Идрисова

​Не может быть!

Жаннат Идрисова

Твари пропали