Боль женщины, печаль императрицы
Тексты: Жаннат Идрисова
Фотография: Кадр из к/ф «Корсаж»
О трагедии принцессы человеческих сердец в драме «Корсаж» — обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова.
Тот случай, когда хочется начать с сугубо личных впечатлений о фильме. А они, если коротко, таковы: мне почти сразу же после премьерного показа захотелось пересмотреть эту картину режиссера Мари Кройцер. Не спеша, пристально вглядываясь в то, что было не замечено. Потому что... Но лучше по порядку.
О чем фильм: Байопик, в основе которого биография императрицы Елизаветы Баварской, супруги императора Франца Иосифа I, вошедшей в историю под ласковым прозвищем Сисси.
Кадр из к/ф «Корсаж»
Пятая императрица Австрии, королева Венгрии и Чехии, славившаяся своей красотой, эксцентричностью и характером, показана в пору кризиса среднего возраста. Ей исполняется 40 лет. В наше время — это продолжение расцвета, период, когда ты осознанно наслаждаешься жизнью и активно участвуешь в ней. Но по меркам конца XIX столетия, всякий, кто разменял пятый десяток (а уж тем более женщина), словно получает невидимое клеймо пожилого человека.
Сисси сопротивляется так, что ей позавидовали бы сегодняшние богини ЗОЖ: строгая диета, придумывание специальных сладостей из серии «Ем и худею», маски с сырой телятиной, утренние погружения в ванну с головой, сопровождающиеся задержкой дыхания. И, конечно, спорт: фехтование, ходьба, верховая езда. А чтобы фигура выглядела идеальной, ежедневно надевается корсет. Тугая шнуровка помогает сузить талию до 51 сантиметра, она же доводит порой до тошноты и даже обмороков. Но все тщетно. В глазах окружающих (а прежде всего — охладевшего мужа) Елизавета — женщина в возрасте, которая как-то ухитряется выглядеть юной девушкой.
Постер из к/ф «Корсаж»
Но если бы только это! Несвобода во всем тяготит больше неудобного белья. Нужно представлять страну, то есть на приемах стоять рядом с венценосным супругом безмолвной красивой куклой. Необходимо соблюдать нудный протокол. Всегда выглядеть свежей и элегантной, чинной и разумной.
А императрице хочется другого: бегать босой по лужайке, оказавшись перед объективом кинокамеры, дерзко высовывать язык, а еще слушать анекдоты, которые мастерски рассказывает слуга сестры Бэй или, встав ночью с постели, оседлать любимого коня и скакать, куда вздумается.
Кадр из к/ф «Корсаж»
«Корсаж» — правда о том, как иногда не просто сложно, а невыносимо больно быть женщиной, мечтающей о свободе, при этом живущей в «корсете» ограничений без права дышать полной грудью — как в прямом, так и в переносном смысле. И это наверняка отзовется не только женщинам со свежими травмами, но и тем, кто, казалось бы, залечил раны. Не исключено, что вторые откроют для себя факт: и старые шрамы на душе могут внезапно закровоточить.
Что в плюс: Великолепное исполнение роли актрисой Вики Крипс, знакомой нам по фильму «Призрачная нить» Пола Томаса Андерсона. Она была удостоена приза за лучшую женскую роль на Каннском фестивале этого года. Потрясающий звук, мощные саундтреки (в этом тоже есть свой подтекст, учитывая, что Елизавета не любила музыку).
Кадр из к/ф «Корсаж»
Что в минус: Сначала ясны не все нюансы — как-никак нас с героиней разделяет больше века, а императрица если кому-то и знакома, то чаще по ее парадным портретам. (Да, есть еще трилогия о Елизавете Баварской 1955 года — яркий лубок с Роми Шнайдер в главной роли). Посмотрев «Корсаж» и почитав о Сисси хотя бы страничку в Википедии, все больше убеждаешься в мысли: стоит прийти на этот фильм еще раз. Чтобы лучше понять эту удивительную женщину, которую, несмотря на чудаковатость, боготворили тысячи ее верных подданных.