18+
30.09.2022 Кратко

Анастасия Башкатова

Экономический и литературный обозреватель

​Новости недели. 24–30 сентября 2022 года

  • Галереи притормозят с превращением шедевров в невзаимозаменяемые токены (NFT). Волна преобразования легендарных экспонатов в NFT для дальнейшей продажи, которая, было, захлестнула многие музеи мира, включая российские, может сойти на нет. Например, некоторые арт-аналитики уже говорят о своих сомнениях, в красках описывая ситуацию, больше похожую на главу из киберпанковской «Лавины» Нила Стивенсона, который и ввел в оборот понятие «метавселенной». Так, по их уточнению, музейные NFT кажутся не более чем цифровыми открытками, но они подтверждают право владения цифровым активом или уникальной цифровой копией произведения. И получается, что в метавселенной, где мы рано или поздно окажемся, единственная криптоверсия, допустим, «Мадонны Дони» Микеланджело перестанет быть национальным достоянием и будет висеть над цифровым камином семьи коллекционеров из Рима, а не в онлайн-коридорах Галереи Уффици (такие доводы пересказывает The Art Newspaper Russia). Подобные дискуссии, возможно, многим покажутся оторванными от жизни, будто арт-аналитики и галеристы витают в цифровых облаках, но в их основе вполне конкретные в том числе финансовые интересы и... потери. Так, упоминается громкая сделка, которая как раз и касалась уже названной «Мадонны Дони» и последствия которой стали известны только сейчас. Год назад Галерея Уффици продала за 140 тысяч евро криптокопию этого произведения, выпущенную совместно с миланской компанией. Был заключен контракт на оцифровку еще 40 шедевров из коллекции, включая «Весну» Боттичелли. Но затем оказалось, что в Министерстве культуры Италии поставили под сомнение честность сделки: сообщалось, что Уффици получила 50% от суммы чистой прибыли, а не от всей суммы сделки, которая составила 240 тысяч евро (100 тысяч евро ушли на покрытие расходов миланской компании, которая занималась криптотрансформацией). Министерство призвало музеи воздержаться от подписания контрактов на дальнейшую оцифровку работ и не возобновлять уже подписанные договоры. Пока итальянцы разбираются в правовых тонкостях новой технологии, другие музеи тоже могут взять паузу в своих цифровых новациях.
  • Декстер выполняет терапевтическую функцию, но это не точно. О том, что смотреть сериалы больше не стыдно, российские философы, искусствоведы и кинокритики объявили еще примерно десять лет назад — тут можно вспомнить выпуск журнала «Логос» от 2013 года «Теория большого сериального взрыва», в котором абсолютно серьезно с применением высоколобой терминологии, без какого бы то ни было снобизма или иронии, а даже с некоторым азартом (ведь делался шаг на запретную, казалось бы, для академических дискуссий территорию) обсуждались многие популярные на тот момент шоу, будь то сериалы про зомби или про наркодилеров, словно это произведения Достоевского или Шекспира. Эта «мода» продолжается и по сей день, вот и новое исследование — от Высшей школы экономики — посвящено теперь образам маньяков в сериалах, разбору того, является ли психопат наподобие Декстера, мимикрирующего под социальную норму, но ведущего двойной образ жизни, полноценным трикстером, а также тому, как в подобных шоу применяются методы социального и психологического профилирования, делающие и сам сериал не просто развлечением, но и наукообразным высказыванием. Во многом интерес к безумию, маниям и маниакальному связан с феноменом так называемого «эмоционального туризма» — желанием посмотреть, как все может быть ужасно, и вернуться обратно к привычной и спокойной жизни, поясняет старший преподаватель Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ Мария Марей. Похожие наблюдения, кстати, высказывали ранее и литературоведы про рассказы о Шерлоке Холмсе, которые становились для читателей безопасным «аттракционом». При этом в европейском и американском кино за последние 20–25 лет появилось много сериалов, в которых нет привычного противопоставления протагониста и антагониста, деления на белое и черное, отмечает Марей. Популярной стала идея «банальности зла»: злодей изображается как обычный человек, который в промежутках между совершением преступлений может вести обычную жизнь, иметь даже в некоторых сферах свои условно хорошие моральные принципы. И эта шокирующая «банальность зла» требует какого-то экспертного объяснения и профилирования, чем и занимаются авторы шоу, берущие на вооружение в том числе научные методы. Зрителям предлагается не просто пощекотать нервы после рабочего дня, а проследить, как зло во всех его проявлениях разбирают на составные элементы, классифицируют, раскладывают в колбочки с ярлыками. Это делает мир понятнее и немного успокаивает, считает Марей. Таким образом выполняется терапевтическая функция массовой культуры. Хотя у надзорных органов на этот счет может, конечно, быть и другое мнение.
  • Оскаровский скандал в отечественном кинематографе. Как стало известно в начале недели, президиум Национальной академии кинематографических искусств и наук РФ не будет выдвигать картину от России на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Хотя ранее со ссылкой на источники сообщалось, что в длинный список фильмов, которые могли бы претендовать на выдвижение от России, уже вошли 122 картины. И дальше началось. Сначала, как сообщили в ТАСС, решил покинуть пост председатель Российского оскаровского комитета режиссер Павел Чухрай. По его словам, он направил соответствующее письмо членам комитета, посчитав принятое решение «неправовым». Затем появились сообщения, что режиссер Алексей Учитель призвал к немедленной встрече участников организации и президиума Национальной академии кинематографических искусств и наук РФ, он назвал происходящее «неэтичным». По его мнению, в сложившейся ситуации страна, наоборот, должна как раз показывать мировой общественности, что российское кино существует. Затем, как передает ТАСС, решил выйти из Союза кинематографистов РФ режиссер Андрей Звягинцев. При том, что, например, режиссер Никита Михалков еще в августе заявлял ТАСС об уходе из российского комитета «Оскара». «Мне кажется, что выбирать фильм, который будет представлять РФ в стране, которая, по сути, отрицает сейчас существование России, просто бессмысленно», — заявлял тогда он. Между тем, уже стало известно, что на «Оскар» выдвигают свои картины многие страны от Новой Зеландии до Уругвая, и среди них уже намечаются фавориты.

Другие материалы автора

Анастасия Башкатова

Больше, чем детектив

Анастасия Башкатова

​Гамлет vs Шерлок

Анастасия Башкатова

Новости недели. 17–23 сентября 2022

Анастасия Башкатова

Новости науки. Конец сентября 2022