18+
27.11.2020 Кратко

Анастасия Башкатова

Экономический и литературный обозреватель

​Новости недели. 21 ноября — 27 ноября 2020

  • Шахматы сейчас в моде. Сериал «Ход королевы» (The Queen's Gambit), основанный на одноименном романе Уолтера Тевиса, изданном в 1983 году, стал самым просматриваемым художественным мини-сериалом стримингового сервиса Netflix. За первые 28 дней его увидели 62 млн пользователей платформы. После выхода сериала количество гугл-запросов «Как играть в шахматы?» достигло рекордной отметки за последние девять лет. Помимо этого на eBay спрос на шахматы вырос на 250%, на сайте Chess.com в пять раз увеличилось число игроков, книга «Ход королевы» вошла в список бестселлеров The New York Times спустя 37 лет после выхода. И даже политологи посвящают этому шоу свои видеоразборы. По словам создателей сериала, они чувствовали, что история шахматистки-вундеркинда, вынужденной бороться с одиночеством и разного рода зависимостями, окажется захватывающей, но не предполагали, что настолько. Некоторые зрители-скептики уверены: популярность сериала обусловлена феминистской повесткой современности. Кинокритики, между тем, поясняют, что сериал затрагивает много тем и вне гендерной проблематики: цена славы, грань между гениальностью и безумием, предопределенность жизненного пути. Наконец, как подметила Екатерина Шульман, на содержательном уровне человеку, далекому от шахмат, в этом кино видно, насколько Владимир Набоков «прокомпостировал мозги интеллектуальному классу всего англоязычного мира»: как любой политический фильм обязательно будет экранизацией Шекспира, так и, видимо, есть темы, адресуясь к которым, все попадают на проспект Набокова и свернуть с него уже не могут. «Ход королевы» — экранизация не только романа Тевиса, но и отчасти «Защиты Лужина», «Лолиты» и «Дара» вместе взятых.
  • Кем были — и были ли — женщины-интеллектуалки в Средневековье? Одну такую историю, отвечающую на этот вопрос, рассказывает сотрудник Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ, автор книг «Апокалипсис Средневековья», «Код Средневековья. Иероним Босх» Валерия Косякова — историю о Кристине Пизанской. Это одна из первых женщин — профессиональных писательниц, зарабатывавших интеллектуальным трудом. С ее «Книгой о Граде женском», вышедшей в 1405 году, связывают начало феминистского движения. Это аллегорический трактат, посвященный обретению собственной идентичности, в нем проводится ревизия социокультурных установок и переосмысливаются стереотипы о женщинах в истории, культуре, религии, обществе. Как поясняет Косякова, в трактате «мы и сегодня обнаруживаем смелость, независимость и критическую позицию». Например, Кристина Пизанская приходит к выводу: то, что говорят мужчины о женщинах (а мыслители того времени часто утверждали много нелестного), сконструировано исторически, и позиция мужчин тоже может меняться, как и образ женщины в культуре. Согласитесь, мысль очень современная и заставляющая задуматься о том, а что и как конструируется в нашей сегодняшней информационной повестке, причем не только по отношению к мужчинам или женщинам. Какой Град пришло время возводить сегодня?
  • В прокат вышел фильм Семена Серзина «Человек из Подольска», снятый по одноименной пьесе Дмитрия Данилова, вдохновившегося, как уточняют журналисты, газетной историей об «очень странном допросе». Кинокритики назвали фильм абсурдистской комедией в стиле Франца Кафки, сравнили его с кинолентой «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова и напомнили, что пьеса уже стала хитом в театральном мире. Ее действие происходит в обычном московском отделении полиции. За столом, сидя в кресле, Первый Полицейский заполняет протокол. Напротив на приставленном к столу стуле сидит Человек из Подольска. В «обезьяннике» также находится Человек из Мытищ. Затем к ним присоединяются Второй Полицейский и Женщина-полицейский. «А всё-таки, за что меня задержали?» — спрашивает Человек из Подольска. «Это мы сейчас выясним, — говорит Первый Полицейский. — Я буду задавать вопросы, вы будете на них отвечать. Так и выясним, за что мы вас задержали».
  • И еще капелька абсурда. В американском штате Юта обнаружен загадочный стальной монолитный столб высотой около трех метров, эффектно выделяющийся на фоне красных скал. Этот объект заметили офицеры Департамента общественной безопасности штата во время облета территории для подсчета обитающих здесь снежных баранов. Практически все, кто видят фото, тут же сравнивают его со знаменитым монолитом из «Космической Одиссеи» Стэнли Кубрика. Департамент общественной безопасности Юты опубликовал заявление, в котором указал на незаконность установки различных конструкций или объектов искусства на общественных территориях, «даже если это сделали гости с других планет». При этом в департаменте не сообщили точное местонахождение столба из соображений безопасности. Вскоре появилась версия (очень правдоподобная), что это работа художника-минималиста Джона МакКракена, который жил неподалеку. Художник умер в 2011 году. Как определили интернет-пользователи, изучив спутниковые Google-снимки, монумент стоит в горах уже как минимум пять лет. Что, впрочем, не поясняет, как появился монолит после смерти художника.

Другие материалы автора

Анастасия Башкатова

Культ Шерлока Холмса

Анастасия Башкатова

Больше, чем детектив

Анастасия Башкатова

​Гамлет vs Шерлок

Анастасия Башкатова

​Новости недели. 14 ноября — 20 ноября 2020