18+
21.10.2022 Кратко

Анастасия Башкатова

Экономический и литературный обозреватель

​Новости недели. 15–21 октября 2022 года

  • Ван Гог стал жертвой экоактивисток. В конце минувшей недели в Национальной галерее Лондона активистки движения Just stop oil («Просто покончите с нефтью») облили томатным супом Heinz знаменитую картину голландского художника «Подсолнухи». После чего приклеили себя к стене рядом с полотном. Одна из активисток выкрикивала: «Что стоит больше? Искусство или жизни людей?». «Топливо недоступно для миллионов голодных и замерзающих семей. Они не могут позволить себе даже разогреть банку супа», — пояснили затем девушки. Движение выступает за обеспечение достойного уровня жизни людей в условиях кризиса и против выдачи в Великобритании лицензий на добычу нефти и газа в Северном море, а также в целом против ископаемого топлива, с которым активистки связывают рост цен и климатический кризис. Правда, они не учли, что переход на возобновляемые источники энергии вовсе не гарантирует снижение цен, а даже наоборот. Как бы то ни было, по мнению активисток, ненормально, что учреждения культуры находятся в стороне от всех этих актуальных проблем. После происшествия активисток арестовали, затем отпустили под залог, сейчас их обвиняют в причинении ущерба. Но можно выдохнуть: пострадала не сама картина, а ее рама. Полотно осталось невредимо, потому что было защищено стеклом, которое оперативно очистили.
  • Хуже обстоят дела на острове Пасхи. Знаменитые древние истуканы необратимо пострадали. С чего все началось: в первых числах октября огонь охватил тихоокеанский остров. Сначала он уничтожил почти 100 га лесов, затем перекинулся на территорию заповедника, внесенного в список всемирного наследия ЮНЕСКО, где расположены каменные изваяния моаи. Пожар удалось взять под контроль только спустя сутки. По одной из версий, это был поджог. Практически сразу возникли опасения, что моаи могли быть сильно испорчены, потому что состав породы, из которой они сделаны, подвержен воздействию высоких температур. Это базальт и туф — уплотнившийся вулканический пепел. По оценкам местных властей, если эти изваяния расколоть или расплавить, то уже не важно, сколько будет потрачено миллионов евро или долларов, их ничто не поможет восстановить. Всего на острове расположены почти тысяча древних памятников, в зоне поражения находились 386 истуканов, точное число пострадавших скульптур не приводилось. Теперь сообщается, что реставраторы оценивают ущерб от пожара. При этом и мэр острова, и глава коренной общины, в ведении которой находится национальный парк, и замминистра культурного наследия Чили заявили, что огонь действительно нанес скульптурам необратимый урон. Часть острова закрыли для посещения.
  • Гильермо дель Торо приглашает в свой «Кабинет редкостей» — и там, скажем прямо, может стать не по себе. Это хоррор-сериал, который будет устрашающе красив, хотя трудно даже определиться, что тут перевесит. Вспомним, например, сказку дель Торо «Лабиринт фавна»: многие ее нежно любят, но есть и те, кто совершенно не восприняли особую эстетику картины, назвав ее недетской, жестокой, неприятной и ужасающей. Хотя объективно это еще не столь страшная работа, особенно если учесть обстоятельства сюжета — это была история девочки, произошедшая во время гражданской и партизанской войны в Испании. «Кабинет редкостей» не привязан к реальным датам, ужаса жизни в нем меньше, зато куда больше чудовищ, порожденных сном разума. «В этой антологии мы даем режиссерам полное авторство над каждым эпизодом. Каждая серия — целый мир», — рассказал Гильермо дель Торо о проекте, пообещав зрителям множество сюрпризов «сытных» и «сладких», из чего можно сделать вывод, что смотреть лучше на голодный желудок. Особую гордость у режиссера вызывает тот факт, что монстров для сериала создавали, скажем так, аналоговым способом, с помощью практических эффектов, а не компьютерной графики. Сериал, состоящий из восьми эпизодов, начнет выходить на Netflix 25 октября.
  • «Попаданцы» попали в поле зрения ученых. По просьбе портала N+1 они проанализировали корпус литературы, собранный в базе «Полная энциклопедия попаданцев в прошлое». «Попаданческая проза» — это книги, фабула которых строится на перемещении человека из современной России в предыдущие века. Жанр нельзя назвать уникальной разработкой именно отечественной литературы. Вспомним, например, «Янки при дворе короля Артура» Марка Твена, «Бойню номер пять» Курта Воннегута (хотя тут с определенными оговорками: герой попадает в разные эпохи и на разные планеты), да и некоторые другие зарубежные произведения. Но если говорить именно про Россию, то, как следует из проведенного исследования, нет четкой даты, когда точно в нашей стране возник такой жанр. Сообщается, что первые книги появились в начале нулевых, затем, например, в 2006 году был зарегистрирован форум «В вихре времен», на котором объединились авторы и любители жанра. А в сентябре 2011-го была создана первая «Энциклопедия попаданцев», которая с тех пор претерпела 26 редакций, то есть тема не просто жива, но динамично развивается: «Примерно каждые три-четыре года число произведений удваивается». Едва ли в российской литературе найдется жанр, сравнимый с попаданческой прозой по популярности, считает исследователь. Как показал проведенный им анализ, чаще такие книги пишут не профессиональные литераторы. В основном это мужчины, подавляющее число родились с 1961 по 1973 год включительно — судя по всему, это поколение наиболее остро ощутило все последствия слома эпох. Хотя среди авторов есть несколько процентов женщин и совсем молодых, и те, кто настолько законспирирован, что о них неизвестно ровным счетом ничего. По данным исследователя, можно выделить несколько периодов «попаданчества»: 8–880 годы — это случайные попадания, связанные либо с пристрастиями авторов, либо с какими-то историческими событиями. Второй период: 880–1500 годы. А вот период после 1500 — весь густо засеян попаданцами: «Скорее всего потому, что он более изучен, ближе к нам по технологиям, и там проще применять знания начала XXI века». Но с по-настоящему фантастическим отрывом лидирует, что ожидаемо, Великая Отечественная война. Сам жанр попаданческой литературы возник много лет назад, но с недавних пор «он каким-то немыслимым образом лег на историю событий в Российский империи / СССР / России в XX веке».

Другие материалы автора

Анастасия Башкатова

Культ Шерлока Холмса

Анастасия Башкатова

Больше, чем детектив

Анастасия Башкатова

​Гамлет vs Шерлок

Анастасия Башкатова

​Новости науки. Начало октября 2022