18+
06.09.2018 Тексты / Рецензии

​Сири в мире льда

Текст: Наталья Медведь

Обложка предоставлена ИД «Миф»

Об опасных приключениях в Ледовом море, отважной девочке и странном финале ее странствий рассказывает обозреватель Rara Avis Наталья Медведь.

Нильсон Ф. Пираты Ледового моря. / Пер. О. Мяэотс; ил. Анастасии Балатенышевой. — М.: МИФ-детство, 2018, — 448 с.

Парадокс или нет, когда в безупречной детской книге отыскивается невиданная концентрация зла? Повесть «Пираты Ледового моря» шведской писательницы Фриды Нильсон способна завести в тупик — разве можно изобразить перед детьми столь жестокий мир таким красочным?

Несмотря на сомнения, надо признать удача автора в том, что читатель выходит за рамки усредненных ожиданий от приключенческой повести и довольно болезненно сталкивается с непривычной для детского произведения уязвимостью героев и бескомпромиссно суровой реальностью. «Пираты Ледового моря» разбивают канон и в то же время являются превосходным образцом увлекательной и остросюжетной сказки.

Действие происходит в обширном Ледовом море. Выживание на разбросанных по нему островах — дело нелегкое. Сразу понятно, что перед нами мир суровый, негостеприимный, мерзлый. Здесь не существует вторых шансов, а несчастья воспринимаются как неизбежность.

На таком фоне бойкая десятилетняя Сири, еще не растерявшая человечность и надежду на лучшее, — явление уникальное. Ее жизнелюбие, кажется, способно растопить море льда, а любовь к семье преображает действительность. Рассказчице-Сири очень хочется верить, когда она описывает историю любви родителей: будто сказку, в которой юная красавица мама подарила счастье одинокому, вдвое старше ее, папе. Хочется не замечать реальность, в которой родители оказываются бедными рыбаками, мама Сири умирает после тяжелых родов Мики, девочки, за которую «стоило побороться».

Иллюстрация предоставлена ИД «Миф»


За Мики семье опять придется побороться, когда ее, семилетнюю, выкрадет лютейший пират всего Ледового моря, прозванный Белоголовым за длинные белые волосы, которые он завязывает в узел на голове на женский манер. Он «использует детей как скот. В том месте, где у других людей душа, — у него дыра, холодная, как ледяная пещера».

Ходят слухи, что пленников отправляют добывать бриллианты в шахте, где они быстро чахнут от непосильной нагрузки. А «Белый ворон», пиратский корабль, в это время терроризирует мореплавателей, и одно упоминание о Белоголовом закрывает рты на замок и ожесточает лица. Никто не желает даже произносить его имени, суеверно опасаясь накликать беду.

Из лап этого чудовища Сири надо быстро освободить сестру, ведь та слабенькая и хрупкая — долго в шахте не протянет. И Сири одна пускается в спасательную экспедицию. Она опережает престарелого отца, который, не рассчитывая на успех, тоже собирался в путь из страха, что иначе чувство стыда не даст ему жить. «Может я и старый, но отцом от этого быть не перестал». Надо отдать должное старику уже за одну только решимость, потому что обитатели островов не допускали и мысли о том, что можно противостоять абсолютному злу, воплотившемуся в Белоголовом.

Сири стартует на Востоке, так далеко, что «можно свалиться с карты», и переплывет все Ледовое море, встретит тех, кто изменит ее, и тех, кого изменит она, будет учиться жизни у людей, животных и фантастических существ, а главное — найдет настоящего друга и пылкого помощника в лице кока Фредерика и узнает тайну Белоголового.

Иллюстрация предоставлена ИД «Миф»


Динамичное повествование, прекрасный язык, которым мы обязаны переводчику Ольге Мяэотс, богатая фактура и колдовская притягательность Севера делают свое дело. Путешествие затягивает. И в то же время невозможно не присматриваться: а что же нас все-таки окружает? И тогда приходится признать, что многое вызывает отторжение. Этот мир неуютен. Персонажи, кроме Сири и, наверное, Фредерика, не вызывают симпатии. Всюду царят страх и жажда наживы.

Жители Синего глаза, родного острова героини, и не думают преследовать пиратов ради спасения жизни маленькой девочки, страх превращает их в трусов. Отец Сири, собиравшийся отправляться на поиски одной дочки, потеряв и вторую, когда-то сбегает, малодушничает и «словно сломанный пополам» смиряется с судьбой. Жестокие охотники на красивых и редких белоснежных волков купаются в деньгах и шкурах. Торговцы не гнушаются предлагать товары из нежной кожи диковинных русалок, о происхождении жутких изделий предлагается не думать. Озлобленные моряки с азартом покушаются на беззащитную девочку, а капитан корабля, оплот чести и достоинства, организует ее похищение.

Примеры человеческой низости, подлости или просто малодушия можно приводить долго. Дети, рабски трудящиеся в шахте, теряют человеческое обличье и превращаются в зверенышей, борющихся за жизнь. Их надсмотрщица по имени Голубка сама некогда была такой же пленницей Белоголового, но, по собственному признанию, продала душу за свободу. После освобождения она не начинает жизнь с чистого листа и не пытается искупить причиненное зло, а становится новым капитаном пиратов.

Голубка, не единственный персонаж, на которого свержение Белоголового не повлияло душеспасительным образом. За непробиваемой приверженностью злу были замечены и другие герои. Но что же происходит с самой Сири? Она рассуждает о том, что проплыв Ледовое море в оба конца, словно впустила его в себя — со всей жестокостью, которую увидела, со слезами русалочьего младенца и жалобным воем белоснежных волчат у трупа матери, со злобными взглядами детей, прошедших шахты Белоголового и превратившихся в скот. Если это духовная трансформация героя, то очень горькая. Если победа добра над злом, то страшно представить победу зла над добром в таком мире.

Зло отступило на полшага, достаточного лишь для того, чтобы вырвать у него из лап маленькую Мики. Оно отпрянуло под натиском бесстрашной освободительницы. Мысль о том, что смелость Сири станет главным ее оружием закрадывается в самом начале плавания и полностью подтверждается в конце. Никто прежде не осмеливался вернуть себе награбленное пиратами, даже когда те выкрадывали детей. Никто не искал логово Белоголового. Сири удалось одержать верх, отчасти потому что преступники не ожидали, что кто-то отважится им противостоять, и они попросту оказались безоружны перед пылкостью героини.

Иллюстрация предоставлена ИД «Миф»


Ребенку удается то, перед чем были бессильны взрослые. Но ребенку, не сверходаренному, которому на роду написано геройство, нет — обычному, просто с еще неискаженным моральным фокусом. Ему во всей полноте открывается изнанка мира, в котором он живет. И это наталкивает на размышления о том, каков предел нашей собственной честности с детьми. Фэнтезийная, приключенческая повесть и ее детально продуманный мир завораживают, но производят гнетущее впечатление. В тексте Нильсон правит холодная расчетливость, это недружелюбная территория, на которой каждый за себя. И надо быть готовыми к тому, что история встревожит и оставит после себя немало сомнений.

В «Пиратах Ледового моря» конец счастливый только формально. С таким количество открытых сюжетных линий вряд ли кто-то сможет, дочитав книгу, вздохнуть с облегчением — «справедливость восторжествовала». Нет. Бывшие рабы только начинают демонстрировать симптомы очеловечивания. Фредерик настороженно готовится искупать вину перед младшей сестрой.

Можно было бы порадоваться за Мики, которая восстанавливается семимильными шагами, но... это значит лишь, что она вновь приобретает черты капризного и эгоцентричного семилетнего ребенка, каким в сущности и была до похищения. Этот образ сильно контрастирует с идиллическим картинкой бывшего узника, освобожденного ценой больших усилий.

Мы оставляем неизменным прогнивший мир, построенный на силе и угнетении. Причем угнетаемые — всегда меньше и слабее. Не даром сестра Фредерика Ханна, в детстве украденная пиратами, но позже согласившаяся быть в шахте надсмотрщицей, говорит Сири: «Тяжелее всего приходится тем, кто меньше и слабее, и это верно не только по отношению к шахте». В современном мире, где один из основных показателей цивилизованности общества — отношение к наиболее незащищенным слоям, мир Ледового моря вызывает оторопь и инстинктивное желание, откреститься от него. Но стоит ли?

Думается, что да. Фрида Нильсон виртуозно сплавила воедино ужас перед выученной жестокостью и блестящий авантюрный сюжет. Такие неуютные миры в художественной, самой безопасной, реальности обладают особым магнетизмом. Будучи кривым зеркалом реальности, они позволяют подсмотреть, что выйдет на первый план в новом ракурсе и с новым миропорядком. В случае с «Пиратами Ледового моря» выпирающими оказались проблемы морального долга, а точнее, его отсутствия, перед слабыми. При этом право выносить свой социальный комментарий автор оставила за читателем.

Другие материалы автора

Наталья Медведь

​Квест или путеводитель?

Наталья Медведь

​Секрет Полишинеля

Наталья Медведь

​Кому дают иностранные премии?

Наталья Медведь

​Жан-Поль Монген. Как учить детей философии?