Немного света и воды
Текст: Вера Бройде
Иллюстрация: предоставлена ИД «Поляндрия»
О памяти и надежде в необычной книжке-картинке Мартина Видмарка и Эмилии Дзюбак пишет обозреватель Rara Avis Вера Бройде.
Видмарк М. Старый дом просыпается / Пер. со швед. К. Коваленко; ил. Э. Дзюбак. — Санкт-Петербург: Поляндрия Принт, 2019. — 38 с.
Фотография предоставлена ИД «Поляндрия»
Если кто-то кого-то на летнем лугу как-то раз обнимал, если кто-то кому-то когда-то сказал: «Ты, пожалуйста, не умирай», если кот у кого-то однажды пропал, а потом, ранним утром, вдруг взял — и вернулся, если так получалось, что жизнь умещалась в цветочном горшке, — то в истории Мартина Видмарка, он, пожалуй, увидит себя. В роли дедушки Ларсона или кота. В роли выросшей Санны, а, может быть, даже цветка... Или старого дома, в котором когда-то журчала по трубам вода и звенела на кухне посуда, топот маленьких ножек сливался со смехом и криками «Ну, посмотри!», двери хлопали, а половицы в ответ им протяжно скрипели, что-то падало, тикало, ойкало или свистело, что-то там бесконечно творилось и жило. А теперь вот царит тишина. И не синяя, нет. И не чёрная даже. Тишина серо-бурого цвета — цвета пыльной тоски и бескрайней, отчаянной скуки — очень мрачного, жалкого цвета. Только вечером, ближе к полуночи, тишину иногда нарушают шаги и ворчание старого деда. Мартин Видмарк идёт вслед за ним, будто кот, у которого днём запланирован сон, а сейчас вот — ночная экскурсия с Ларсоном по лабиринту запущенных комнат. Но, в отличие от старика (чья потребность в компании после отъезда детей и кончины жены так скукожилась и зачерствела, что казалась, скорее, похожей на корку столетнего хлеба или трупик жука, чем на что-то живое), этот «кот», уж конечно, не против того, чтоб и мы вместе с ними отправились вглубь заповедного дома — и увидели то, что порой совершенно не видно, даже днём, даже если смотреть, не мигая глазами.
Вздыхая то и дело, старик обходит тёмный дом, который в тусклом свете лампы, что держит то ли Дзюбак, то ли он, своей архитектурой как будто бы напоминает дерево, растущее наоборот: не вверх, а вниз, — как одинокий и угрюмый баобаб. Шарк-шарк, шарк-шарк, шарк-шарк. И снова тишина. Мгновение раздумий. Зачем всё это нужно? Зачем идти вперёд? Ах-да. Конечно. Свет. Такой напрасный — лишний свет. Звучит немыслимо? Скорее, нет, чем да: свет может быть обыденным, не правда ли? Ну, да. Поэтому-то Ларсон его и выключает: к чему ему гореть в тех комнатах, где больше не живут уехавшие дети, и нет ни Сары, ни кота, сбежавшего куда-то, подобно остальным? Теперь они пусты. Вы видите? Луч света падает на дверь, которую приоткрывает Мартин Видмарк, а Эмили Дзюбак придерживает так, чтоб мы могли увидеть то, что «видел» только старый Ларсон. Вот это — мастерская: тут Сара смешивала краски, чтобы найти тот самый цвет, которым летом полыхал весь луг — тот самый луг, где он её когда-то обнял в первый раз. Что это было? Приступ меланхолии? Да-нет, он просто... просто вдруг сошёл с ума. Влюблённые теряют ум порой. А Сара выглядела милой и счастливой, такой красивой, боже мой, такой красивой! И маки им кивали головами на ветру... Теперь они кивают Ларсону с картины, которая повисла на стене и не нуждается ни в нём, ни в ком-нибудь ещё — и свет ей тоже, надо полагать, уже давно не нужен. Ну, что ж, тогда продолжим путь. Вперёд. Шарк-шарк. Вперёд. Глядите, вот библиотека: а он ведь тут, бывало, просиживал часами, устроившись с любимой книгой в жёлтом кресле, вооружённый толстыми очками, которые теперь лежат на столике в углу, покрытые таким же толстым слоем пыли. Ну, что ж... Пора. Пора отсюда уходить. Шарк-шарк, ступеньки, осторожней. А вот и комната, где дети, свернувшись, как котята, обыкновенно засыпали в сиреневом мерцании большого ночника... Им было страшно спать без света — и даже колыбельные, которые они им вместе с Сарой тихо пели, и армия солдатиков в шинелях, стоявших стройными рядами вдоль постели, не защищали Санну с Микаэлем от злобных привидений так успешно, как это делал мягкий свет, струившийся из лампы. Ну, а теперь... зачем ему светить? Нет-нет, он тоже — щёлк — теперь уже не нужен. А что же дальше? Дальше — кухня, где Санна с Микаэлем сидели за столом, рисуя трубы и туканов, а Сара колдовала за плитой, готовя то ризотто с кабачками, то палтуса с лимоном, то кремово-горчичный соус, который наполнял весь дом своим волшебным ароматом... С тех пор плита давным-давно остыла, и всё же... всё же надо бы проверить. Ну, да — холодная, как ночь. Как ночь, которая уже почти дошла до середины. Пора ложиться спать. Пора идти наверх — в ту комнату, которая служила им когда-то с его Сарой спальней и где теперь он, лёжа на кровати с открытыми глазами, желает ей, как и всегда, спокойной ночи, хотя она ему теперь не отвечает. Вот так — на этом, кажется, экскурсия подходит к завершению. Спасибо за... Э, нет! Нет-нет, ещё не всё! Осталось кое-что, о чём, признаться, даже Ларсон ещё вчера не знал, на что он не рассчитывал, на что не мог надеяться. Хотите посмотреть?
Горшок, наполненный землёй, был явно предназначен для цветка. Вот только ни цветка, ни стебелька, ни листика и ни ростка в нём почему-то было не видать. А ведь мальчишка, что принёс ему свой маленький горшок в тот поздний-поздний час (ужасно, между прочим, невежливый поступок, о чём старик, конечно же, тому с порога сразу сообщил), с улыбкой, озарившей дверь, ступеньки, половик и Ларсона в пижаме, стоявшего на нём, сказал, что там, в горшке, его цветок, что за цветком необходим уход, что Ларсон, право, мог бы так ему помочь, когда бы согласился, ненадолго, пока того не будет дома, о нём заботиться, немного. Ну, что тут скажешь? «Нет, уволь!» Вообще-то, Ларсон так и собирался сделать, да не успел: мальчишка тут же убежал. А он, обескураженный, остался со «своим богатством» в морщинистых руках. И только Видмарку и Дзюбак в тот «неприлично поздний час», было доподлинно известно, что вырастет из этого потом.
Фотография предоставлена ИД «Поляндрия»
Тюльпан? Жасмин? Герань? А может, роза? Или кактус? Эмилия Дзюбак рисует крошечного Ларсона в большом коричневом горшке, как будто он и есть цветок, посаженный тем мальчиком, чтоб радовать его и радоваться жизни. Ведь если в ней и есть какой-то смысл, в этой жизни, то он, наверно, как-то связан с тем, кому необходимо помогать. И в нём, то есть вот в этом смысле, такие странные, такие нереальные, такие сюрреальные рисунки на самом деле ослепительно точны. Сначала Ларсон кажется растением, заснувшим прямо на земле. Он спит — вы слышите? Да-нет, не храп, а смех его жены и голоса детей, которые теперь лишь там, в его мечтах и грёзах, раскрашивают жизнь. А днём — что делать днём — когда их нет? И надо ли вообще вставать с постели по утрам, и надо ли себе варить крепчайший в мире кофе, и чем-то заниматься час за часом, куда-то уходить, а после возвращаться, — когда нет никого, кому бы это тоже, ну, хоть чуть-чуть, ну, хоть немножко было нужно? А если это никого не беспокоит: то есть ничьё существование на свете от совершения такого рода действий или отказа что-нибудь предпринимать, вообще никак не пострадает — тогда зачем, зачем всё это? Наверное, у Ларсона имелся свой ответ, который он из жалости к себе, а может быть и к нам, а, может, и по просьбе Видмарка, не торопился называть. Он просто жил, то есть не жил — существовал, пока не началась история с цветком, который в Ларсоне нуждался так же сильно, как Ларсон — в нём. История, в которой эти двое меняются местами, как правая и левая рука, играющие музыку на старом пианино. О чём они хотели нам сказать, когда задумали, а после так синхронно, так слаженно, так виртуозно и стремительно исполнили концерт, невероятно трудный и ментально, и технически? О том, что ежедневная забота нужна тому, кто без неё не выживет, не больше и не меньше, чем тому, кто отдаёт? Или о том, какие чудеса порой творит обычная вода? Наверное, об этом и о том — точнее, обо всём, что умещается в горшке, похожем на прообраз дома или мира.
Фотография предоставлена ИД «Поляндрия»