18+
03.04.2019 Тексты / Рецензии

Море волнуется раз...

Текст: Жаннат Идрисова

Фотография: с сайта kinopoisk.ru

О хрупкости человеческих отношений в лирической драме Виталия Салтыкова — обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова.

Названием дебютной полнометражной картины актера Виталия Салтыкова стал детский вопрос. «Куда течет море?» — трогательно интересуется у мамы героиня, девчушка лет четырех-пяти. «Куда ведет нас это кино?» — так могут спрашивать себя зрители. Ответ, как водится, дан в самом конце, и хотя он вроде бы и прост, мы о его сути, к счастью, не сразу догадываемся.

Если идти к истокам (в этом случае данное слово более чем уместно), то картина «Куда течет море» началась с одноименной короткометражной ленты, снятой семь лет назад. Тогда, в 2012-м, непростая история молодой женщины (Оксана Акиньшина) и ее дочки (Катя Семеренко), стала одним из интереснейших образцов российского арт-хауса в коротком метре. Она была включена в программу Манхэттенского фестиваля короткометражного кино и, хоть и не выиграла, но вошла в десятку финалистов.

Фотография предоставлена прокатной компанией


В полном метре этот фильм, почти не измененный, стал одной из четырех новелл, объединенных весьма интригующей фабулой: юная журналистка Ирина (Таисия Клименко) приглашает известного бизнесмена Андрея Сергеевича (Дмитрий Певцов) на интервью для одного из музыкальных порталов. Вместо того чтобы задать первый вопрос, она садится к фортепьяно и говорит, что сыграет несколько собственных миниатюр — «Любовь», «Благодарность», «Справедливость», «Счастье». От собеседника девушке нужно лишь, чтобы он слушал музыку и рассматривал нарисованные ею же акварели. Заинтригованный мужчина не уходит, а исполняет просьбу странноватой на вид особы.

Каждая пьеска — небольшая драматическая зарисовка. Первая — вышеупомянутая история о матери и дочке, рассказ о том, как порожденная насилием ненависть постепенно превращается в противоположное ей чувство, большое, светлое, жизнеутверждающее.

Фотография предоставлена прокатной компанией


Во второй новелле в фокусе внимания — мир глазами ребенка. Маленькая девочка, наблюдая за тем, что происходит вокруг нее, пытается по-своему, по-детски влиять на события, многие из которых не совсем приятны. Здесь несколько иные метафоры, чем в начале фильма, в них больше яркости и иронии, однако и тут вплетена тихая печаль детского одиночества.

Фотография предоставлена прокатной компанией


«Справедливость» — эта история, пожалуй, самая щемящая, поскольку здесь героям удается передать мотив не просто отрешенности, а настоящего сиротства. Героини Инги Оболдиной и Анны Уколовой (эти актрисы в очередной раз подтверждают высший класс мастерства) — антагонисты-близнецы. Одна сначала бездумно создает иллюзорно счастливый мир для маленького детдомовца Олега, потом разрушает его, а другая пассивно потворствует этому. «Кто виноват?» и «Что делать?» — эти вопросы словно повисают в унылом, темном (редкий случай) пространстве кадра... а ответ предстоит искать нам.

Фотография предоставлена прокатной компанией


«Счастье» — не столько о радости, сколько о том, что чьей-то эйфории всегда сопутствует чья-то тихая грусть. Маленький герой Саввы Гаценко живет тайной радостью — скорой встречей с мамой, которая сейчас в далекой Чите. Но это не мешает ему разглядеть печаль в красивом лице незнакомки (Виктория Исакова), встреченной им однажды на лестничной площадке старинного дома. В один из дней он хоть и на миг, но станет для нее опорой, человеком, готовым выслушать и утереть горестные слезы.

Казалось бы, что должен услышать и понять в этом попурри Андрей Сергеевич? Он интуитивно уловит главное, а о нюансах ему расскажет письмо, последний аккорд музыкального произведения, где белая бумага и черные буквы на ней — словно клавиши фортепьяно.

Фотография предоставлена прокатной компанией


Надо сказать, что короткометражный фильм Виталия Салтыкова обвиняли в подражании классикам, в перегруженности метафорами, в разобщенности изобразительных средств и смыслов. Не исключено, что этой участи не избежит и большая версия, которая выходит на широкий экран 11 апреля. Первая претензия забавна, потому что современное кино нельзя представить без оммажей и цитат. Что касается второго и третьего замечаний, то если эти огрехи где-то и проскальзывают, то они не настолько велики, чтобы обесценить картину в целом. Финал, возможно, сладковат, но что наша жизнь без этой глюкозы чистой радости, которая должна быть — если уж столько в мире горечи?

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

​«Училка»: выстрел вхолостую

Жаннат Идрисова

​Алексей Леонов: «Время первых» — правдивый фильм

Жаннат Идрисова

​Семь знаковых фильмов о джазе

Жаннат Идрисова

​Лекарство против смерти