18+
06.03.2023 Тексты / Рецензии

​Кристофер Мехоун и все-все-все

Текст: Алена Бондарева

Фотография: предоставлена театром «У Моста»

О черной комедии Джона Синга, ирландском герое и победе человеколюбия в постановке пермского театра «У Моста».

В середине февраля в центре «На Страстном» давали «Ирландского героя — гордость Запада» Джона Синга.

Пьесу поставил уже знакомый московскому зрителю режиссер Сергей Федотов. Знакомый не потому, что его мистический театр «У Моста» часто приезжает в столицу со спектаклями (только в прошлом месяце играли «Женитьбу» Гоголя), а потому что именно Федотов подарил русской сцене особую Ирландию. Несколько лет назад он начал проводить в Перми Международный фестиваль Мартина Макдонаха (того самого ирландца, который в 2017 году снял по собственному сценарию «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»), чем увлек множество театральных коллективов и зрителей.

Что же до «древнеирландской комедии» (таков подзаголовок пьесы) Джона Синга, то она вполне вписывается в концепцию особой Ирландии на русской сцене. Во-первых, это черная комедия из народного быта. Во-вторых, хоть пьеса и была написана в 1907 году в пору надежд на возрождение кельтских традиций, звучит она современно. Поскольку кроме основной темы — рождение героя из молвы, затрагивает более важную проблему — взаимоотношение отцов и детей.

Предоставлена театром «У Моста»


Сюжет не типичен. Все начинается в небольшом ирландском кабачке. К слову сказать, сценография весьма сдержанная — деревянные лавки, столы, прилавок, глиняная и медная посуда, серо-коричневые тона, но именно этот минимализм удачно передает быт ирландской глубинки. Пегин Майк (Анастасия Перова), дочь кабатчика Майкла Джеймса Флейерти (Владимир Ильин), остается в эту ночь одна в пивнушке. Поскольку папаша планирует пойти с приятелями на похороны и как следует проводить усопшего, девушка переживает, как бы с ней не случилось чего. Ведь места здесь глухие, а на людей полагаться не приходится. Проведать ее, а заодно понудить о предстоящей женитьбе приходит богобоязненный и трусоватый фермер Шоон Кью (Василий Скиданов). Он рассказывает Пегин о том, как они заживут, когда святой отец наконец-то благословит их брак. Впрочем, бойкая Пегин, а Анастасия Перова играет эдакую напористую и крикливую девицу, робкого Шоона Кью всерьез не воспринимает. Она, кажется, вообще не планирует выходить замуж. Однако именно в эту ночь все меняется.

Некто по имени Кристофер Мехоун (Вильдан Валиев) стучится в дверь кабачка. Завсегдатаи и Пегин перепуганы, никак перед ними лихой человек. И действительно, вскоре выясняется, что Кристофер не просто бродяга, а самый настоящий преступник. Он убил родного отца. Казалось бы, любые нормальные люди в этой ситуации должны бежать за полицейским. Но семейство Флейерти, а также мелкие выпивохи Джимми Фэррел (Александр Шаманов) и Филли Каллин (Сергей Филькин) реагируют на новость своеобразно — они восхищаются Мехоуном. Кабатчик тут же нанимает Кристофера в помощники, ведь, по его мнению, человеку, убившему собственного папашу, любая работа по плечу, и уж кто-кто, а он-то сможет темной ночью позаботиться о Пегин. Да и сама Пегин постепенно влюбляется в Мехоуна. И только Шоон Кью выражает робкие опасения. Но разумные слова, как и вся его скромная фигура, на собравшихся впечатления не производят. Собственно, так и рождается герой Кристофер. Однако тут нужно пояснить, почему его называют гордостью Запада. Дело в том, что во времена написания пьесы (сейчас этот момент не очень хорошо считывается) к западному миру относили конкретную область Ирландии, там сохранился самобытный уклад, особые традиции и, по ощущениям, полная непросвещенность. Поэтому и авторский сарказм понятен.

Предоставлена театром «У Моста»

Постепенно слава Кристофера растет, и на него приходят посмотреть вдова Куин (Ирина Молянова), недавно пристукнувшая своего благоверного. Впрочем, изумительную игру Моляновой, как и Перовой, стоит отметить отдельно. Вдова в ее исполнении — матерая бабища, способная скрутить любого. Собственно, она и пытается завлечь Кристофера всеми правдами и неправдами, ставя себя и его в неловкие положения. Но сквозь ладно скроенный комедийный образ проглядывает обычная женщина, одинокая и тоскующая. Впрочем, утонченный Вильдан Валиев (а его Кристофер — домашний долговязый мальчик, впервые столкнувшийся с невзгодами большой жизни) постоянно выскальзывает из ее напористых объятий.

Предоставлена театром «У Моста»

Хороши и актеры массовки, если так можно сказать в случае этой камерной пьесы. Анастасия Леднёва, Милена Хмылова, Виолетта Дьякова, Виктория Андросова и Татьяна Голендухина сбиваются в стайку восхищенных юных девушек, которые то и дело пытаются привлечь внимание Кристофера, бегают за ним и неумело кокетничают. Но именно поэтому их дурацкие смешки и ужимки выглядят естественно и забавно. Хороши и два знатных выпивохи (Сергей Фалькин и Александр Шаманов).

Впрочем, вскоре фарс превращается в трагедию. В кабачке неожиданно появляется старик Мехоун (восхитительный Илья Бабошин за короткое время пьесы сумел показать эволюцию своего персонажа от глубокой ненависти к сыну до всепрощающей любви).

Не буду рассказывать, чем все кончается. Скажу лишь, что в определенный момент зритель поддается игре и тоже начинает верить в то, что говорит молва. И чем больше Кристофер расцветает и заливает, а женская половина им восхищается, тем меньше остается сомнений в том, что все завершится для него плохо.

Предоставлена театром «У Моста»


В первые секунды появления старика Мехоуна я даже подумала, что перед нами некто потусторонний (настолько проклинающим и злобным он выглядел), вроде, тени отца Гамлета, из-за которой сейчас-то и разыграется знакомая трагедия, но с ирландским оттенком. Однако, к моему удивлению, сюжет свернул совсем в иную сторону. И финал вышел по-человечески растерянным, когда одни участники конфликта не поняли ничего, а другие поняли слишком много.

Но сочувствуешь в итоге всем: обманувшейся в любви гордячке Пегин, одинокой вдове Куин, мямле Шоону Кью, старому брюзге Мехоуну и чуть было не совершившему реальное преступление Кристоферу...

Другие материалы автора

Алена Бондарева

​Фредерик Пажак: «Детских рисунков Ван Гога нет»

Алена Бондарева

​Натан Ингландер. Все, о чем я пишу, еврейское

Алена Бондарева

​Типа Крутой Али

Алена Бондарева

​Лада Кутузова. В книгах я люблю надежду