18+
05.11.2019 Тексты / Интервью

​Что такое комиксы о безумии?

Беседовала Алена Бондарева

Фотография: @viivi_rintanen

Финская художница Вииви Ринтанен, автор «Комиксов о безумии» и гостья прошлого фестиваля «КомМиссия», рассказала Rara Avis о том, как попала в больницу для душевнобольных и почему начала рисовать.

— Расскажите, как вы пришли к «Комиксам о безумии»?

— Первый комикс я нарисовала, когда работала в больнице. Именно тогда я и поняла, что нужно больше говорить о психических отклонениях и том, как с ними справляться в обычной жизни.

После выхода книги ко мне стали обращаться разные люди и рассказывать свои истории. И я решила продолжить работу, публикуя новые комиксы в блоге. Цель моего проекта — рассказывать правду о проблемах со здоровьем и бороться со стереотипами, чтобы людей с подобными заболеваниями не клеймили в обществе.

— А как вы попали в больницу?

— Будучи студенткой, я искала подработку на лето. И в отделении для душевнобольных уборщицы получали чуть больше, все-таки не каждая отважится там работать. Но мне хотелось попасть в это заведение еще и потому, что меня волновали темы душевного здоровья. Самый значительный поворот сюжета в моей книге — это когда читатель понимает, что даже у рассказчика есть неявные психологические трудности. В этом плане книга автобиографична.

— Что это были за трудности?

— Официально диагноз не поставили. Но у меня было пищевое расстройство.

— В Финляндии разговор о психическом здоровье в открытую возможен?

— Многие темы, касающиеся здоровья, до сих пор остаются закрытыми. Но сегодня в обществе все чаще говорят психических отклонениях, что привлекает больше внимания к проблеме. И я надеюсь, в будущем о многом можно будет говорить свободнее.

Иллюстрация из блога Вивии Ринтанен / instagram.com/viivi_rintanen/

— Как восприняли вашу книгу?

— Реакция была в основном позитивная. Многие почувствовали, что это та самая попытка рассказать непосвященным людям о настоящих психологических проблемах. Но, например, моя бабушка не смогла понять меня, а отец гордится моей работой. Однако главное то, что книга помогла многим людям. Ведь я не смеялась над своими героями, не подглядывала за ними. И новые истории я рисую с учетом пожелания рассказчиков.

— Например, с учетом каких пожеланий?

— У людей, мне пишущих, обычно, в жизни есть какая-то деталь, которую они хотят выдвинуть на первый план , - то, о чем у большинства предубеждение или неверное представление. Например, непосвященные думают, что тяжелая депрессия происходит от лени. Но с помощью этих историй можно показать, что такое мнение ошибочно. Рассказы выглядят доступнее, когда приобретают форму комиксов. В отличии, например, от того, как говорят об этих проблемах в школах или открытых источниках.

— У вас трудный материал. Не давит ли на вас то, что приходится выслушивать?

— Все эти истории я воспринимаю как нечто расширяющее мое познание. Я не врач. Между мной и рассказчиками нет типичных отношений врача и пациента, мы равны. И моя задача — выслушать человека и верно передать то, что он хочет донести.

— Было ли что-то, что напугало вас?

— У меня нет страха. Но я могу чувствовать эмпатию, и тогда желание передавать услышанное крепнет. Я считаю, что мои комиксы очень важны. Читатели не только видят суть болезней, но и то, с чем они связаны: печаль, отверженность, потеря и тяжелый жизненный опыт.

Иллюстрация из блога Вивии Ринтанен / instagram.com/viivi_rintanen/


— А что должен делать художник, чтобы история, дошла до читателя, заставила его прислушаться, что-то переоценить, но не вызвала отторжения?

— Чтобы пробудить в читателе положительные эмоции, помочь ему отождествить себя с главным героем или какой-то его небольшой частью, я показываю своей аудитории то, что сама понимаю и чувствую. Ведь самое важное в моих комиксах — персонажи. Многие из них обычные люди. Но так как о психологических проблемах говорить не принято, большинство даже не знает, с какими трудностями может столкнуться в привычной жизни.

— Почему сегодня вы не работаете в больнице?

— Я отработала в отделении три лета (это была сезонная подработка). И сделала комикс о том, чему научилась. Но дело не в том, что я больше не хотела возвращаться в то место. Я бы с удовольствием продолжала работу, однако после выхода книги я стала наблюдателем, и меня бы не приняли обратно.

— Почему все-таки это комикс, а не серия картин, не дневник?

— Я считаю, что комиксы хорошо подходят для описания проблем, связанных с душевным здоровьем. И на протяжении нескольких лет, пока я писала книгу, мне нравилось работать одной. К тому же тогда и у меня была большая тайна. Я жила как в футляре.

— Когда вы поняли, что именно комиксы позволяют вам коммуницировать с миром?

— Комикс заинтересовал меня в то время, когда я училась на преподавателя искусств в университете и поступила на работу в больницу. Мне показалось естественным использовать комикс. И даже если бы у меня не было опыта летней подработки, я бы создала комикс на другом материале.

— Для вас как для художника социальный аспект основополагающий?

— Я создаю истории о людях. Но хочу вывести на первый план и социальные проблемы.

Иллюстрация из блога Вивии Ринтанен / instagram.com/viivi_rintanen/


— Вы делите людей на больных и нормальных? Или нормальность только нам кажется?

— Я думаю, что если бы существовала шкала, на одном краю которой была бы нормальность, а на другом — ненормальность, то большая часть людей находилась где-то посредине. Но место человека на этой шкале непостоянно. И в моей книге много рассуждений о том, где эта граница проходит. Например, в Финляндии дела в общественной и экономической сфере идут очень хорошо, и стандарты здорового человека могут быть довольно высокими в отличие от стран, где идет война и все испытывают трудности. Но даже у нас проблемы с душевным здоровьем субъективны и неоднозначны.

— Я правильно понимаю, что линия рассказчика становится связующим звеном для всех историй?

— Не совсем, моя книга — личная история одного человека. Главный герой работает в больнице, где встречает пациентов, у них разные судьбы. Также в книге говорится и о том, как выглядит жизнь в отделении для душевнобольных.

— Мы все читаем книги, смотрим фильмы и как-то себе эти дома представляем. А что вас поразило, когда вы попали в больницу?

— Самым большим несоответствием ужасающему стереотипу об этих учреждениях было то, что пациенты производят впечатление спокойных и обычных людей. Их не нужно бояться. Они не опасны.

— Вопрос про технику. Вы рисовали акварелью и маркером?

— Это смешанная техника. Базовый слой — обычные чернила. А следующий — тушь разных цветов. Вообще, у цвета в комиксах большое значение. С его помощью можно изображать различные чувства так, чтобы люди поняли их. Например, черная страница символизирует полное разочарование, отчаянье, усталость.

— Есть ли в вашей книге персонажи, которым удалось исцелиться. Или это истории о принятии?

— У главного героя ситуация улучшается. Для других по-прежнему существует надежда на исцеление. Но я старалась быть честной, поэтому и для главного героя все заканчивается не стопроцентным выздоровлением, а только намеком на возможное исцеление.

Иллюстрация из блога Вивии Ринтанен / instagram.com/viivi_rintanen/


— Как изменился комикс, когда попал в интернет, исчез ли оттуда рассказчик?

— В книге одна большая история, а в интернете я публикую короткие рассказы. И если в книге я сосредоточилась на собственном опыте, то в блоге я рисую короткие истории других людей.

— Как выбираете истории?

— Это всегда сложный выбор. Я стараюсь брать те истории, которые могут помочь наибольшему количеству людей или исправить неверное представление, которое прочно укоренилось в обществе.

— А как работаете с деталями?

— Любой выбор в проработке сюжета делается совместно с человеком, который прислал историю. А так как у меня есть опыт письма и создания картинок, я строюсь выбирать интересные детали. Важно, чтобы и сама история была хорошая. Мне кажется, проще помочь людям, если читать будет нескучно. Но на выбор также влияет и рассказчик. С некоторыми мне удается установить лучший контакт. Очень важно, чтобы повествователь чувствовал, что может мне доверять.

— Столкновения у вас бывали?

— Очень редко, обычно споры касаются каких-то незначительных, но важных для рассказчика деталей, например, цвета волос. Одному мужчине я нарисовала красные волосы, они хорошо вписывались в цветовую гамму истории. Но он не позволил их оставить, потому что слушает тяжелый рок. Для меня это была лишь подробность, а для него принципиальный момент.

— Герои вашего блога анонимны, или читатель может связаться с ними?

— Большая часть анонимны. И только я знаю, настоящие имена. Но некоторые рассказывают под своими именами, а личность других не знаю даже я, хотя и встречалась с ними.

— И последний вопрос. Когда рисуете пользуетесь специальной литературой, консультациями врачей?

— Я читаю книги о различных диагнозах, особенно, когда об этом меня просят рассказчики. Вообще, я всегда знакомлюсь с теми материалами, которые важны для повествователя. В будущем я планирую написать историю о психозе. Но такого опыта у меня нет. Мне нужно будет найти много различных материалов, касающихся не только медицинского описания заболевания, но личных переживаний и различных точек зрения на проблему. Сегодня многие психологи используют эти комиксы в работе с клиентами. Возможно, потому что прочтение комиксов на первом этапе проще, чем разговор. Многие пациенты не готовы говорить о своих проблемах.

Другие материалы автора

Алена Бондарева

​Дмитрий Васюков: «Без трудового человека кино не представляю»

Алена Бондарева

​Санна Хукканен: Комикс меняет мир

Алена Бондарева

Мастер

Алена Бондарева

​Фредерик Пажак: «Детских рисунков Ван Гога нет»