18+
29.09.2017 Тексты / Статьи

​«Черная комната» Ладовского

Текст: Алена Бондарева

Фотография: Дмитрия Чижова

О новой выставке-эксперименте, открывшейся в галерее «На Шаболовке», педагогическом методе Ладовского и аппаратах, измеряющих «пространственную одаренность» студентов.

Кто такой Ладовский?

Николай Александрович Ладовский (1881-1941) — архитектор, педагог и, как пишут о нем исследователи, «творческий лидер рационализма». Один из его сохранившихся проектов — наземный вестибюль станции метро «Красные Ворота».

Рационализм?

Авангардное направление советской архитектуры 1920-1930 годов. Основные черты — лаконичность форм и их функциональность. Принципиальное отличие от других школ этого периода — для рационалистов было важно психологическое восприятие архитектуры человеком.

Фотография Дмитрия Чижова
1 2

Особенности взглядов Ладовского

Ладовский считал, что архитектор должен доносить до зрителя то, что он хочет сказать, используя только средства архитектуры. Подчеркивать свои идеи формой и выбором пространственных решений. Ладовский ставил вопрос о рациональном восприятии архитектуры, полагал необходимым исследовать психофизические закономерности восприятия цвета, формы и пространства. Поэтому он и разработал свою особую систему образования.

Антон Кетов

Театральный художник, реконструктор лаборатории Ладовского

Мой путь к Ладовскому долгий. Прадед был архитектором, много строил в эпоху авангарда, дедушка — художник, и я в творческой среде, можно сказать, жил с детства. Однако Ладовский никогда не был моим кумиром, хотя про его знаменитую «черную комнату» я знал давно. Но идея реконструкции аппаратов принадлежит куратору галереи «На Шаболовке» Александре Селивановой, я даже представить не мог, что буду когда-то их собирать.

Система образования Ладовского

Чтобы не зависеть от правил ВХУТЕМАСа Ладовский предложил своим ученикам создать Объединенные левые мастерские (Обмас), которые выделили в отдельный факультет со своим планом занятий.

Здесь Ладовский разработал концепцию формообразования, ввел новую дисциплину «Пространство». Учил студентов не копировать предшественников, но понимать принципы объемно-пространственных композиций, исходя из освоения основных архитектурных элементов. Поэтому Ладовский никогда не делал эскизов для учеников, как другие педагоги, и даже предлагал студентам сначала конструировать, работать с объемом и формой, и только потом переносить чертежи на бумагу. Он учил студентов двигаться от абстракции к форме. Ставил задачу так, чтобы поиски не наталкивали учеников на опыты предшественников. Не удивительно, что один из его выпускников, архитектор Крутиков, защитился с проектом «летающий город».

Антон Кетов

Театральный художник, реконструктор лаборатории Ладовского

На самом деле, все эти аппараты должны стоять в каждой современной школе. Если дети будут регулярно тренироваться на них, как это делали ученики Ладовского, они лучше поймут, что такое пространственное мышление.


Что такое лаборатория Ладовского?

В 1920 годах Ладовский создал свою исследовательскую лабораторию, больше известную как «черная комната», где проводил эксперименты и тренировал студентов. На каждого испытуемого заводилась таблица, куда записывались результаты в баллах.

Фотография Дмитрия Чижова


Антон Кетов

Театральный художник, реконструктор лаборатории Ладовского

«Черная комната» — это в прямом смысле затемненное помещение, затемненное для того, чтобы испытуемых ничего не отвлекало. Но, к сожалению, мы собрали далеко не все приборы из лаборатории Ладовского. А только те, к которым сохранились фотографии и описания. Основная сложность реконструкции — архив Ладовского утрачен и никаких чертежей найти не удалось. Поэтому, как работают те или иные аппараты, мы можем только догадываться. Например, точно не знаем, какое оптическое устройство стояло в прострометре, самом сложном аппарате, предназначенном для испытания пространственных свойств формы. Так как сам оптический прибор был украден. Вместо него мы поставили настоящий немецкий стереоскоп конца 1920 — начала 1930-х годов. Но уже очевидно, что он работает не совсем так, как у Ладовского.

Прострометр?

Фотография Дмитрия Чижова
1 4

Как пишет Селим Хан-Магомедов, автор книги «Проблемы формообразования. Мастера и течения»: «Прибор состоял из двух однотипных пар пересекающихся плоскостей», которые независимо друг от друга меняли угол наклона, тем самым преломляли перспективу и создавали для испытуемого оптическую иллюзию. «Другие плоскости, пересекающиеся с первыми <...> играли роль экранов, не позволяющих зрителю определить степень наклона продольных плоскостей, на которых устанавливались макеты или фигуры». Заглядывая в специальный оптический прибор, студент мог проводить эксперименты с пространственной глубиной.

Другие аппараты

Лиглазометр, плоглазометр, углазометр и оглазометр, несмотря на свои сложные названия приборы более простые как в сборке, так и в работе.

Фотография Дмитрия Чижова
1 2

Антон Кетов

Театральный художник, реконструктор лаборатории Ладовского

По сути, лиглазометр — это линейка, подвешенная в воздухе. Испытуемый должен подойти и на глаз отмерить, например, 10-15 сантиметров, а лаборант, стоящий за прибором и видящий шкалу на обратной стороне, отметить — верно или нет.


Фотография Дмитрия Чижова


Антон Кетов

Театральный художник, реконструктор лаборатории Ладовского

Плоглазометр — нужен для проверки глазомера в отношении плоскостных величин. Под стекло помещались разные фигуры: квадрат или круг, на них наносились линии — прямая и ломаная, образующая угол. Нужно было, двигая стекло, отсекать линиями части фигур, сравнивать их между собой. А на боковой шкале, которая откидывалась после эксперимента, лаборант проверял точность.

Фотография Дмитрия Чижов
1 2

Антон Кетов

Театральный художник, реконструктор лаборатории Ладовского

Углазометр — это прибор для проверки глазомера на определение величины угла, а также вертикальности или горизонтальности линии. Это вращающийся диск со статичной стрелкой. Испытуемый должен, двигая его, выставлять определенный угол. На сколько градусов он ошибся, опять же говорит лаборант, стоящий за аппаратом и видящий шкалу.


Фотография Дмитрия Чижова
1 3

Антон Кетов

Театральный художник, реконструктор лаборатории Ладовского

И последний оглазометр — нужен для проверки глазомера на определение величины объема. В различные по форме стеклянные сосуды (шар, конус, колба простой формы) из двух боковых переливается жидкость. И задание может быть разное, например, из литровой верхней колбы налить в круглую 100 миллилитров. А верность ответа определяется по количеству сброшенной воды. В общем, с помощью этих аппаратов, можно проводить интересные опыты на восприятие. Но забавный факт, Крутиков, защитивший диплом по городам будущего, был в лаборатории Ладовского отличником. А у знаменитого Ле Корбюзье на этих приборах ничего не получалось.


Другие материалы автора

Алена Бондарева

​Юрчок 1001: «Главное — сочетание текста и голоса»

Алена Бондарева

​Игорь Шпиленок: «Живу в медвежьих местах»

Алена Бондарева

Курс Шишкина

Алена Бондарева

​Виктор Меламед: «Художнику нужен Большой вопрос»

Читать по теме

​Александра Селиванова. Последний оплот авангарда

Руководитель Центра авангарда и организатор выставки «Конструктивизм — детям» рассказала Rara Avis о том, как детская иллюстрация 1920-30-х годов воспитывала нового человека.

21.02.2017 Тексты / Интервью

​Как сделать авангард детским

Сотрудник РГДБ Кирилл Захаров о «плохой супрематистке» Вере Ермолаевой и советском виммельбухе Алисы Порет.

03.03.2017 Тексты / Статьи

​Ася Соршнева: «Музыкант должен себя подтверждать»

Художественный руководитель Международного музыкального фестиваля LegeArtis, скрипачка Ася Соршнева рассказала Rara Avis о кантате Хармса, революционном «Персимфансе» и концерте «Красное колесо».

22.03.2017 Тексты / Интервью

​Сон расходящихся тропок

Обозреватель Rara Avis Кирилл Захаров о новой выставке «Сюрреализм в стране большевиков».

19.07.2017 Тексты / Статьи