18+
16.09.2016 Тексты / Рецензии

​Chat Noir в деле

Текст: Максим Клейменов

Иллюстрация предоставлена ИД «Азбука»

Обозреватель Rara Avis Максим Клейменов об интеллектуальном коте-детективе Блэксэде и утешительном искусстве комикса.

Каналес Х. Блэксэд. Книга 1: Где-то среди теней. Полярная нация. / Пер. с фр. М. Хачатурова. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. — 116 с. ил. — (Графические романы)

Каналес Х. Блэксэд. Книга 2: Красная душа. Ад безмолвия/ Пер. с фр. М. Хачатурова. — СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. — 120 с. ил. — (Графические романы)

Она была роковой женщиной, а он — частным сыщиком. Их отношения напоминали американские горки, и потому не могли закончиться чем-то хорошим. В результате ему пришлось опознавать её тело. Для по-настоящему круто сваренного (hardboiled) детектива, каким и является «Блэксэд», вышеописанное — только завязка. Нуар не терпит полутонов, и Хуан Диас Каналес совместно с Хуанхо Гуарнидо, создавая этот комикс, не скупились на палитру.

Теперь знаменитую серию комиксов можно прочесть и по-русски. На данный момент издательством «Азбука» выпущены два сдвоенных альбома. Из пяти существующих повестей они включают четыре. Однако сегодняшние читатели во Франции ждут шестую историю цикла. Можно предположить, что и следующий русский выпуск будет сдвоенный.

На французском языке первый альбом «Где-то среди теней» вышел в 2000 году. Он сразу обратил на себя внимание публики. Дуэт Каналеса и Гуарнидо породил невероятно красивую, но вместе с тем лаконичную историю в духе Дэшилла Хэммета и Рэймонда Чандлера * — классики hardboiled детектива . Закрученный сюжет, полный крутых поворотов, но при этом сохраняющий чёткие ритм и логику. Умело расставленные по ходу действия детали и продуманные реплики, не допускающие лишних слов. Великолепная графика, мастерское использование акварели. И, разумеется, фурри * — субкультура, объединяющая людей, которые интересуются антропоморфными животными. Многие даже стремятся воплотить тот или иной образ в своем творчестве или жизни. .

Каналес Х. Блэксэд. Книга 1: Где-то среди теней. Полярная нация. / Пер. с фр. М. Хачатурова. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. — 116 с. ил. — (Графические романы)


Главный герой и рассказчик — зеленоглазый чёрный кот Джон Блэксэд. Повествование начинается в доме его бывшей возлюбленной, куда для опознания его привёл ищейка Смирнов. Мир Каналеса и Гуарнидо населён антропоморфными животными, и это придает комиксу еще большее очарование.

Время действия — 1950-е. Красивые покатые автомобили с круглыми фарами заполонили улицы. Мужчины ходят в костюмах с завышенной талией. Но шерсть, топорщащаяся из-под воротничков, напоминает, что это иносказание.

Иллюстрация предоставлена ИД «Азбука»


Притчевость мастерски отточил Уолт Дисней. Его антропоморфный мир также был заселён мышами, собаками и другими зверьем, слушающим радио, разъезжающим на велосипедах и даже выгуливающим собственных домашних животных. Этот, рассчитанный на детскую аудиторию, мир с самого начала подражал взрослому. Особой популярности благодаря своим нововведениям студия добилась во второй половине 1980-х, когда персонажи-животные стали героями мультсериалов. Среди известных историй особо выделяются сериалы «утиной серии» — Duck Tales и Darkwing Duck. Скрудж МакДак , главный персонаж первого сериала, стал пародией на диккенсовского Скруджа. Диснеевский образ впитал классические черты — и скряжничество, и гуманность, открывшуюся после посещения духов Рождества. В мире Диснея есть свои Индиана Джонсы и Бэтмены, Пикассо и Эйнштейны. Но главное, с их помощью зритель знакомится с реально существующей популярной и высокой культурой. Тот или иной эпизод мог обыгрывать пьесы Шекспира или «Железную маску» Дюма. Рассказывал о древнеегипетских мумиях или о шотландских призраках. Такая иносказательность помогала даже неподготовленному читателю воспринять необходимый культурный код.

Авторы «Блэксэда» остались верны этому посылу. Они рассказывают взрослые истории, но уже для зрелого читателя, который в том числе знаком и со Скруджем МакДаком. Герой Каналеса и Гуарнидо сталкивается с коррумпированными представителями властной верхушки, создателями водородной бомбы и борцами за расовую чистоту. Однако не будь он покрыт чёрной шерстью, его приключения остались бы пресным пересказом исторических подробностей.

Иллюстрация предоставлена ИД «Азбука»


Альбомы «Блэксэда» сулят читателю массу удовольствий. В первую очередь это наслаждение техникой Гуарнидо, каждый кадр комикса предельно продуман. Художник не забывает о мелких деталях. Даже если изображен старик-сорока, тайком следящий за героем, он появится в нужном месте — на заднем плане, за деревом, среди машин в кинотеатре под открытым небом... обязательно так, чтобы остаться до последнего момента незамеченным даже читателем. Листая альбом, не устаёшь поражаться тому, как точно иллюстратор изображает эмоции. Они предельно реалистичны и удивительно соответствуют характерам персонажей. Любой владелец кошки, которая хоть раз болела или терпела поражение в драке, узнает соответствующую мимику питомца в побитом герое, вынужденно проводящем ночь в камере. Но и человеческие эмоции изображены не менее удачно. Радость встречи в глазах совы или самодовольство, растекающееся в прищуре и слегка скошенных уголках огромной пасти бегемота выдают в Гуарнидо настоящего знатока анатомии.

Стоит отметить и продуманный подбор животных-персонажей. Будь то дурачащийся богач-далматинец или изящная стриптизерша-ягуар, угадывание типажа предельно точно. Случайным напарником Блэксэда в его расследованиях становится вонючий хорёк Уикли, репортёр популярной газеты, рыскающий в поисках жареных фактов. Повесть «Красная душа» начинается со сцены за игрой в покер. Главные соперники — кролик и черепаха. Первый считает, что победил, собрав фул-хаус, но его карта бита. Эти точные второстепенные сцены служат изящным украшением основному сюжету.

Иллюстрация предоставлена ИД «Азбука»


Отдельное удовольствие доставляет ирония. События и персонажи комикса до боли знакомы. Белые колпаки и балахоны у активистов, борющихся за расовую чистоту; петух на трибуне, кукарекающий о коммунистических предателях, подрывающих устои великой нации, отсылают к не самым приятным страницам истории полувековой давности. Впрочем, авторы строят игру не только с тёмными тонами. Долговязый медведь-абстракционист с еврейской фамилией Литвак, создавший из картин собственную «Капеллу» * — отсылка к Марку Ротко , или бизон, зачитывающий на пляже «Я видел лучшие умы моего поколения...» * — Аллен Гинзберг ,возвращают нас к культурным вершинам ХХ века. Говорящие названия улиц и ироничные вывески, детали сюжета и реплики, отсылающие к классическим произведениям детективного жанра, — авторы комикса не поскупились на россыпь тайн и уловок, превращающих чтение в разгадывание головоломки.

Ну, и главное удовольствие, разумеется, в раскручивании сюжета. В первой повести, «Где-то среди теней», ищейка Смирнов отговаривает Блэксэда от участия в расследование гибели его бывшей возлюбленной, но для последнего это дело чести. Да и следствие приводит к череде смертей и загадочных исчезновений. Кому, как не матёрому коту-детективу распутать такой клубок тайн?

Каналес Х. Блэксэд. Книга 2: Красная душа. Ад безмолвия/ Пер. с фр. М. Хачатурова. — СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. — 120 с. ил. — (Графические романы)


В последне повести «Ад безмолвия» наш герой оказывается в знойном Новом Орлеане, где с крутостью нравов может совладать только тоскливость блюза. Бандитизм, наркотики и безысходность сталкиваются в реальности и песенных куплетах. Напряженный сюжет до самого конца не дает понять, чья сторона возьмёт верх. Когда против Блэксэда ополчаются все вплоть до соперничающего детектива и родственников нанимателя, только уличные музыканты могут помочь отыскать ключ к раскрытию тайны, сковавшей целый город.

Отдельно стоит отметить и то, что переводчиком и автором комментариев к российскому изданию стал Михаил Хачатуров, которого по праву можно считать одним из экспертов европейского комикса. Среди его последних работ переводы «Герметического гаража» Мёбиуса и графических романов Серджо Топпи. Перевод касается всех нюансов и не упускает мельчайших подробностей.

Иносказательное повествование «Блэксэда» ведёт читателя не только сквозь драматические моменты истории ХХ века (таких как передача ядерных секретов Советскому Союзу или проблемы расовой сегрегации), но и открывает возможность утешения в искусстве. Утешения музыкой, поэзией, живописью, литературой... комиксом. Каналес и Гуарнидо, решившиеся на такой основательный подход, в каждой главе преподносят читателю что-то особое.

Впрочем, история «Блэксэда» пока не закончена. Нас ждут новые открытия.

Другие материалы автора

Максим Клейменов

Тайна Бэтмена и Эдгара По

Максим Клейменов

Диктатор Иван и святой Чингисхан

Максим Клейменов

​Что такое финские комиксы?

Максим Клейменов

​Как «Лошадь в движении» изменила комикс