18+
09.09.2022 Кратко

Анастасия Башкатова

Экономический и литературный обозреватель

​Новости недели. 3–9 сентября 2022 года

  • Нил Гейман поспорил с Илоном Маском по поводу «Колец власти». Началось все с того, что основатель SpaceX, заскучав, видимо, после судебных разбирательств с Twitter, переключил свое внимание на новый рекордно дорогой сериал Amazon, посвященный событиям, которые предшествовали кинотрилогии Питера Джексона «Властелин колец», — Второй эпохе Средиземья. «Почти каждый мужской персонаж — трус, придурок или и то, и другое. Только Галадриэль смелая, умная и милая», — поделился впечатлениями миллиардер, сделав вывод, что «Толкин переворачивается в гробу». Писатель Нил Гейман принял это замечание слишком близко к сердцу и хлестко ответил, что точно так же, как Илон Маск не приходит к нему за советом по поводу проваленной сделки (той самой, с соцсетью Twitter), так и он не обращается к Маску за критикой фильмов, сериалов и книг. Перепалка тут же породила волну дискуссий о праве каждого критиковать любое произведение искусства вне зависимости от того, какими знаниями и компетенциями он обладает. При этом первые эпизоды сериала действительно уже получают крайне смешанные отзывы зрителей. Спустя сутки после старта сервис Amazon Prime Video решил временно закрыть для «Колец власти» возможность оценивать первые две серии и доступ к уже выставленным рейтингам. Превентивная мера объяснялась стремлением «отсеять троллей». Кроме того, сообщалось, что на крупнейшем киноагрегаторе IMDb, тоже принадлежащем Amazon, исчезли пользовательские рецензии, в которых авторы поставили сериалу оценку ниже 5 баллов. И действительно, подборка, состоящая более чем из 70 ревью, начинается лишь с 6-балльных рецензий.
  • В ожесточенной битве за первое место в российском топе сериалов участвует сейчас и другая долгожданная киноадаптация, с легальным просмотром которой таких проблем, как с «Кольцами власти», у нас в стране нет, — это сериал HBO «Дом Дракона», повествующий о событиях за 200 лет до показанной в «Игре престолов» истории. В его основе законченная книга Джорджа Мартина «Пламя и кровь» о борьбе за Железный трон двух ветвей дома Таргариенов. Сериал еженедельно меняется местами с «Кольцами власти», занимая в рейтинге FilmPro то первую, то вторую строчку. Зрители предвкушают еще больше, чем раньше, откровенных сцен, насилия и драконов и сверяют свои визуальные впечатления от первых эпизодов с литературным первоисточником. Как сообщили, например, в Ozon, за один только август штучные продажи экранизированного романа выросли почти в 2,5 раза по сравнению с июлем. Подскочил спрос и на другие части знаменитой саги. Более того, в разы увеличились продажи коллекционных фигурок драконов и иных сувениров и аксессуаров, относящихся к «Игре престолов». На портале IMDb с пользовательскими откликами на этот сериал значительно больше демократии: разброс оценок, выставленных авторами почти уже тысячи рецензий, максимально широк — от единицы до десятки. А главными поводами для колкостей, которые сейчас обсуждаются в СМИ, пока, похоже, стали лишь некоторые технические киноляпы. Например, появившиеся в кадре у короля Визериса зеленые напальчники для хромакея, напомнившие зрителям о другом недоразумении былой «Игры престолов», — о мелькнувшем на экране и ставшем легендарным кофейном стакане из Starbucks для Дейенерис Бурерожденной.
  • Искусственный интеллект обвел жюри вокруг пальца и победил в конкурсе изобразительного искусства в США в категории цифрового арта. Речь идет о полотне Theatre D'opéra Spatial. Технически его «автором» можно считать американского инженера и художника Джейсона Аллена, хотя холст был написан вовсе не им, а специальными алгоритмами, которые применяются для синтеза изображений. Аллен не использовал никаких собственных набросков, он лишь ввел ключевые слова, сгенерировал картину, придумал для нее название, распечатал и отправил на конкурс. Но определенную «фантазию» проявил сам ИИ, смешав несколько стилей и создав, как сообщается, уникальное произведение изобразительного искусства в жанре «космической оперы». При этом, судя по детализации и необычным сочетаниям образов, Аллен все же подошел к процессу ответственно. Его подсказки для ИИ были подробными, весь процесс занял несколько недель и насчитывал больше ста попыток, по итогам которых было получено три относительно качественных изображения. Затем Аллен их отдельно отредактировал, выбрав для конкурса наилучшую работу. Мнения наблюдателей, конечно, разделились. Пока одни рассуждали в соцсетях о небывалом прогрессе человечества, другие задавались вопросом, что теперь будет с живыми художниками и не стоит ли в конкурсах изящных искусств особо прописывать условия для участия машин. Сам же экспериментатор не считает себя обманщиком, ведь отправленную на конкурс картину он подписал «Джейсон Аллен через Midjourney», то есть применение нейросети не скрывалось.

Другие материалы автора

Анастасия Башкатова

Культ Шерлока Холмса

Анастасия Башкатова

Больше, чем детектив

Анастасия Башкатова

​Гамлет vs Шерлок