Новости недели. 23–29 января 2021
- 28 января — 25-я годовщина со дня смерти Иосифа Бродского. В прошлом году, пребывая в самоизоляции, многие вспоминали именно его: «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку». Даже те, кто не особенно и читал поэта. Эта строчка (реже — целиком стихотворение) была очень популярна в социальных сетях и до пандемии — в основном среди тех, кто гордо именовал себя интровертом или мизантропом. Затем стихотворение подошло и остальным: «Запрись и забаррикадируйся шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса». В этом году в Санкт-Петербурге открылся музей «Полторы комнаты» (в доме Мурузи), состоящий из двух частей — мемориальной коммунальной квартиры, в одной из комнат которой с 1955 по 1972 год жила семья Бродских, и примыкающего к ней экспозиционного пространства. О музее, мавританском стиле комнаты, архитектурных решениях и иммерсивности подробно рассказала в «Новой газете» в статье «Комната, из которой он вышел» литературный критик, куратор выставок Анна Наринская. По ее словам, история создания «заслуживает отдельной хроники — возможно, в виде нравоописательного романа». «Значительная часть в нем, я думаю, должна быть посвящена отношениям с соседями, бесконечно и изобретательно бунтующими против даже самого тихого (вход ограничен и только по предварительной записи) музея в подъезде. Особенно важен образ Нины Васильевны — соседки Бродских по коммуналке, до сих пор проживающей там и относящейся к мировой славе соседского мальчишки, скажем так, сложно», — пишет Наринская. Действительно, в СМИ можно найти сообщения о жителях дома Мурузи, недовольных открытием музея. Как и во всех подобных конфликтах, у каждого тут своя правда. Так, один из плакатов, прикрепленных к подъездной стене, гласил: «Бродский бы не одобрил „насилия“ над жителями». Наринская продолжает: «В посвященном этому пространству эссе, написанном после смерти родителей, Бродский пишет, что теперь в „полторы комнаты“ как будто угодила бомба. „Не нейтронная — та, по крайней мере, оставляет нетронутой мебель, а временнАя“... И находясь в музее, мы можем испытать на себе действие этой временнОй бомбы — она создает пустоту, сквозь которую растут воспоминания и слова».
- Рок-концерт эпохи ковида — это концерт, когда все участники действа (и исполнители, и зрители) помещены в индивидуальные пластиковые защитные шары. Именно такой концерт и устроила американская группа Flaming Lips. Это не первое их выступление в пузырях, но теперь такой формат стал особенно актуальным, обрел антиковидный смысл. Процесс постоянно совершенствуется, шары модифицировали, чтобы они могли вместить до трех человек. Также сообщается, что в каждый пузырь встроен динамик, который не дает звуку со сцены искажаться, вентилятор с механическим управлением, бутылка воды, полотенце и указатели «Мне нужно в туалет/ Здесь жарко». Пузыри специально дезинфицируют. Еще один нюанс — внутри кислорода хватает примерно на один час и десять минут, затем шар нужно провентилировать.
- Оставшиеся в комнате могут присоединиться к онлайн-фестивалю французского кино, который продлится до 15 февраля, — MyFrenchFilmFestival.com. Цель организаторов — «продвижение молодого поколения французских кинематографистов». В рамках фестиваля работает профессиональное жюри, которое оценивает представленные фильмы, но оценивать и комментировать могут также зрители. Для просмотра доступны около 30 картин с субтитрами на русском. Каждый год фестиваль проводится бесплатно на некоторых территориях. В этом году к таким территориям относится Россия. Вне конкурсной программы в рамках фестиваля можно посмотреть в том числе сюрреалистический фильм Жана Кокто «Орфей» с Жаном Маре в главной роли (1950 год).