18+
22.01.2021 Кратко

Анастасия Башкатова

Экономический и литературный обозреватель

​Новости недели. 16–22 января 2021

  • Автор полюбившегося читателям «Одинокого города» и недавно выпущенного в России романа «Crudo» Оливия Лэнг готовится написать про утопию. Об этом она рассказала в интервью Ольге Брейнингер, расшифровку которого выложило издательство Ad Marginem. «Следующая книга — об утопии, рае, мечтах о лучшем мире. Думаю, что ее написание станет для меня непростой задачей, — сказала Лэнг. — Я так много писала об ужасах человеческой жизни, что теперь мне хочется изучить ее положительные стороны. Вот над этим я буду работать следующие несколько лет». «Не знаю, можем ли мы построить утопию, но концепция утопии просто необходима нам для выживания, — продолжила она. — Мы потратили так много времени на размышления о дистопиях и создание произведений, посвященных им. Нам пора начать мечтать о прекрасных мирах, и тогда в социуме начнутся положительные подвижки. Тем не менее я уверена, что люди созданы для того, чтобы грезить о рае, но не жить в нем». Но возможна ли сегодня утопия — пусть даже и в виде концепции или литературного произведения — без примеси антиутопии? Глядя на утопические проекты, не ужаснемся ли? То, что для одних будет описанием их желанного будущего, у других вызовет страх, отторжение, в лучшем случае — ироническую ухмылку. Одни мечтают о выстроенной до небес Вавилонской башне, Интеграле из романа «Мы», другие — о том, чтобы эти «стройки века» навсегда заморозили. Кто-то надеется вернуться к привычной жизни, получив специальный ковид-паспорт, а кто-то опасается, что это первый шаг на пути к новой сегрегации общества. Ключевой критерий для разграничения утопии и антиутопии — авторское отношение к описанному. Но многое зависит и от позиции внешнего наблюдателя, который может разглядеть в фантазиях утописта либо тюрьму, либо потерянный Град Китеж. Волею ли случая или от безысходности, но второй том «Мёртвых душ» горит в огне, а от утопий мурашки по коже порой не меньше, чем от антиутопий. Так что вряд ли путешествие автора к несуществующему острову будет безоблачным.

  • На этой неделе режиссер Дэвид Линч отпраздновал 75-летие, что для многих стало поводом вспомнить свои первые впечатления от соприкосновения с его киновселенной. «Творчество Линча необычайно важно, кроме того что гениально. Смотреть его меня когда-то научила одна девушка, с которой в прекрасных обстоятельствах мы изучили всю сотню „Твин Пикса“. Впоследствии я продолжал думать о нем как о самом внедренном в сердце киноискусства художнике», — вспоминает писатель Александр Иличевский у себя в фейсбуке. Да, и к слову о поиске утопии или попытках создать ее. «Поразительный эффект производит изобретение особого страха Линчем — в этом есть что-то античное: поголовная уязвимость человеческого воображения... В целом он о том, что меня занимает чрезвычайно — об опасности иллюзий, которые искусство выстраивает для нас», — поясняет писатель в готовящемся к выходу романе «Исландия», раскрывая, в частности, один из смыслов фильма «Шоссе в никуда». Автор вспоминает, как однажды ночью на подъезде к Лос-Анджелесу, заметив на обочине пустого шоссе окутанную инфернальной дымкой аварию, он будто въехал в потустороннее пространство, «где нет времени и человека». С похожих кадров начинается и «Шоссе в никуда». На мой скромный взгляд, ключевая тема Линча — природа зла, поиск его источника. Но зло ведь неразрывно связано и с крахом иллюзий.
  • Другой — необычный — юбилей: В этом году исполнилось 20 лет Википедии. Основатели напоминают: «Википедия зародилась как амбициозная идея создать бесплатную энциклопедию, написанную добровольцами, для всех в мире». Это, по их словам, казалось невозможным. Добавим: чем не утопический проект всеобщего доступа к знаниям? Но в итоге получилось (вышло уже более 55 миллионов статей свыше чем на 300 языках, каждый месяц доступ к энциклопедии получают 1,5 миллиарда уникальных устройств), хоть и не без недочетов, не без шероховатостей, не без критики, подчас обоснованной. «В мире, где информация все больше превращается в товар, модель Википедии всегда основывалась на вере в то, что знания принадлежат всем людям», — пояснил ее основатель Джимми Уэйлс. «Википедия вынуждает нас выйти за пределы наших эхо-камер и бороться с тем, как на самом деле может выглядеть общее понимание мира. В конце концов, статья в Википедии одна и та же, независимо от того, кто или где вы находитесь в мире, и если что-то не так в статье, вы можете ее изменить», — добавил он. Но изменения должны быть подкреплены источниками и дополнительно проверены. Так, материалы редактируют более 280 тысяч добровольных редакторов каждый месяц по всему миру. И, как сообщается, большинство случаев вандализма (правки, которые не соответствуют стандартам надежности и нейтральности Википедии) рассматриваются в течение пяти минут.

Другие материалы автора

Анастасия Башкатова

Культ Шерлока Холмса

Анастасия Башкатова

​Гамлет vs Шерлок

Анастасия Башкатова

Новости недели 19–25 декабря 2020

Анастасия Башкатова

Новости недели 9–15 января 2021