Новости науки. Конец ноября 2021 года
- Луна «исчезла», а затем вернулась. В пятницу, 19 ноября, произошло почти полное (на 97%) лунное затмение — самое продолжительное с XV века: оно длилось примерно три с половиной часа. Большая часть лунного диска приобрела красноватый — или, как еще говорят, кровавый — оттенок. Затмение могли увидеть жители Океании, Северной и Южной Америки, Восточной Азии, Северной Европы и Индонезии, а в России — прежде всего Дальнего Востока. Но лучший вид был из иллюминатора МКС, считают космонавты. «Роскосмос» опубликовал внеземное видео со станции, а также фото, полученные малым космическим аппаратом дистанционного зондирования Земли «Аист-2Д», пояснив в своем Telegram-канале, что «обычно камеры российского спутника направлены в сторону поверхности Земли, но чтобы снимать другие небесные тела, его ориентацию меняют».
- Млечный Путь перегородили «забором». Команда астрофизиков из Академии наук Китая обнаружила, что центр нашей галактики как будто окружает невидимый «барьер», из-за которого плотность космического излучения в этом регионе намного ниже базового уровня в остальных частях, сообщает «Хайтек+». Ученые составили карту плотности космических лучей, которая показала, что возле центра Млечного Пути существует нечто вроде гигантского ускорителя частиц, однако главное открытие заключается в обнаружении четкой зоны, за которой плотность комических лучей существенно падает. Как будто нечто защищает центр Млечного Пути от воздействия высокоэнергетических частиц, мешает проникновению в галактику внешних космических лучей. Новый вывод ученых не согласуется с принятой теорией, по которой распределение космических лучей по Млечному Пути должно быть равномерным, напоминают СМИ. Как функционирует космический барьер, откуда он взялся — ответы предстоит найти. Одна из версий — там может существовать неизвестный объект, вырабатывающий мощное магнитное поле, которое взаимодействует с космическими лучами.
- Берестяные грамоты 2021 года. Портал N+1 выложил онлайн-репортаж с одного из главных филологических событий года — традиционной лекции, посвященной берестяным грамотам, найденным археологами в этом сезоне. Раньше такие лекции проводил в МГУ лингвист, академик Андрей Анатольевич Зализняк, они собирали огромную аудиторию, яблоку негде было упасть, а те, кто не мог присутствовать физически, затем ждали видео. Теперь эти лекции читает ученик Зализняка, член-корреспондент РАН Алексей Алексеевич Гиппиус. Этого события, как и прежде, ждут, оно до сих пор очень посещаемое — не в аудитории, так в зуме или на ютубе (в реалиях ковидного времени). И самое главное в этом действе — расшифровка в прямом эфире текстов, написанных почти тысячу лет назад: процесс непростой с учетом нечитаемости некоторых букв, утерянных фрагментов, правок, внесенных самими авторами, или ошибок. В Новгороде в этом году было найдено восемь грамот, впервые обнаружена грамота на территории современной Рязани, помимо этого упоминается украинская находка — свинцовая грамота из Хмельницкой области. Назначения найденных в России и проанализированных на лекции грамот самые разнообразные: это и апокалипсические ожидания, предписывающие бежать неверия, и тяжбы с требованиями вернуть долг, и подобия векселей, и тексты особой важности, которые были специально запечатаны. Одна из грамот — видимо, добравшееся до нас эхо из Новгорода начала XIII века, охваченного эпидемией и голодом, гласящее, в частности: «Не с чем было пустить». Как предположил Гиппиус, из-за голода и отсутствия охоты кому-то, видимо, за что-то нечего было дать
- Ученые вновь поспорили, что такое интеллект и как его измерить. Появился пересказ дискуссии, состоявшейся на когнитивном семинаре НИУ ВШЭ «Изучение интеллекта: современный взгляд». Первый вопрос: что это такое? Обсуждалось множество определений интеллекта: запас знаний человека и проницательность; то, что измеряется тестами интеллекта (чем не «сепульки», описанные Лемом); способность размышлять, планировать, решать задачи, думать абстрактно, понимать сложные идеи, быстро учиться в том числе на основании опыта. А есть ли разница между мышлением и интеллектом? Это вовсе не синонимы, скорее антонимы, ведь первое — динамический процесс, а второе — устойчивая характеристика. Но и у мышления могут быть стабильные элементы, характерные для конкретного человека. Другой вопрос: как измерить интеллект? Видимо, для этого его надо сначала «препарировать», разделив способности человека на общие и частные или на подвижные и кристаллизованные, либо надо классифицировать сами задачи, которые ставятся перед интеллектом, с точки зрения уровней сложности и механизмов их преодоления. А что с тестами на IQ? Некоторые из них помогают оценить словарный запас, рабочую память, логические способности, поставив испытуемого во временные рамки. Но описывают ли они собственно интеллект? Тест на IQ можно дополнять измерением коэффициента рациональности, оценивающим автоматические, быстрые решения человека, а не то, как он умело разбирается с изощренными задачами, не имеющими ничего общего с реальной жизнью. В чем польза изучения интеллекта? Например, можно прогнозировать ошибки, которые скорее всего будут совершать новички в той или иной области — в отличие от экспертов и профессионалов. Но все эти дискуссии затрагивают и этический аспект: насколько в принципе измерение человека этично, нет ли тут гуманистических рисков?
- Photo by Josh Miller on Unsplash.